Содержание
Звуковы́е изменéния – понятие, близкое к понятию звуковóго закóна, но включающее в себя большее количество явлений. Те звуковые изменения, действие которых имеет строгую регулярность, обязательность, приобретают характер звукового закона.
Среди действующих в современном русском языке звуковых изменений есть такие, которые можно отнести к категории законов. Например, оглушение звонкого согласного на конце слова осуществляется в современном литературном языке практически без исключений: зуб [зуп], круг [крук], кровь [кроф’].
Наоборот, такое звуковое изменение, действие которого имеет много исключений (т.е. оно не обладает строгой регулярностью), следует считать не законом, а тенденцией. Например, смягчение согласных звуков перед гласными переднего ряда, а именно перед [е]: тема [т’éмъ], но темп [тéмп]; ферма [ф’éрмъ], но кафе [кафé]. В ряде иноязычных по происхождению слов в указанном положении произносится твердый согласный, а в некоторых словах наблюдается вариантность произношения твердого и мягкого согласного в положении перед [е]: бассейн, декан, сессия и др., причем орфоэпическая норма в этих словах признает допустимыми оба варианта произношения.
Выделяется три типа звуковых изменений: позициóнные, комбинатóрные и спонтáнные. Позиционные звуковые изменения обусловлены позицией, т.е. положением звука в слове. Позицией в данном случае может быть начало фонети́ческого слόва, его конец; положение гласного по отношению к месту ударения. Соответственно указанным позициям к числу разновидностей позиционных звуковых изменений можно отнести в области согласных – оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова: бег [б’éк], год [гόт]; в области гласных – редýкцию гласных: север [с’éв’ьр], грозовой [гръзавόj], подбежать [пъдб’ижáт’].
Комбинаторные звуковые изменения обусловлены соседством, сочетаемостью звуков в составе фонетического слова, они связаны с влиянием, воздействием одного звука на другой. Комбинаторные звуковые изменения, в отличие от позиционных, представлены гораздо шире и выражаются в целой системе своих разновидностей. К комбинаторным относятся: ассимиля́ция (уподобление звука), аккомодáция (приспособление звука), диссимиля́ция (расподобление звуков), метатéза (перестановка звуков: [гн’и́лъ] глина, [в’едм’éт’] медведь – в диалектной речи), эпентéза (вставка: [рáд’ивъ] радио, [шп’иjóн] шпион – в просторечии), протéза (надставка: [вóстрыj] острый, [ал’н’анój] льняной – в диалектной речи), диэрéза (выкидка звука: [здрáствуj] здравствуй, [ч’éсныj] честный).
В зависимости от расположения звуков, вступающих во взаимодействие, выделяют контáктное изменение (при этом один звук влияет на другой, рядом стоящий) и дистáнтное изменение (при этом один также звук влияет на другой, но отделенный от него другими звуками). По направлению оказываемого воздействия фонетические изменения подразделяются на прогресси́вные, если предыдущий звук влияет на последующий, и регресси́вные, в случае если последующий звук влияет на предыдущий.
Причины возникновения спонтанных звуковых изменений до конца не выявлены, очевидно только, что они не обусловлены ни положением звука в слове, как позиционные, ни влиянием других звуков, как комбинаторные. Предположительно считается, что спонтанные звуковые изменения связаны с изменениями в артикуляциóнной бáзе языка. Примером спонтанного звукового изменения является отвердение шипящих согласных ж и ш в XIV в. и звука ц в XVI в. Современное русское письмо сохранило следы прежнего мягкого произношения этих согласных в виде традиционных написаний жи, ши, ци: жить, широкий и под.