Поиск

Ударения: Числό

Категория: 7. Морфология

Содержание

Числό – грамматическая категория, связанная с количественным признаком. Категория числа свойственна разным частям речи, которые можно условно разделить на две группы: имена существительные (включая местоименные существительные), для которых эта категория собственная, и части речи, для которых категория числа является согласовательной, зависимой от существительного. К последним относятся: спрягаемые формы глагола и имена прилагательные, к которым примыкают части речи, изменяющиеся по типу прилагательных (порядковые числительные, местоименные прилагательные, причастия). Здесь охарактеризовано число имен существительных как категории несогласовательной: раскрываются особенности грамматического значения и способов выражения.

В современном русском языке существует два числа – единственное и множественное.

Конкрéтные существи́тельные изменяются по числам, что означает семантическое и формально-грамматическое противопоставление форм ед. и мн. числа, которое отражается в падежной парадигме. Форма мн. ч. является производной от формы ед. ч.

Грамматическое значение числа связано с количественным признаком: глаз – глаза, друг – друзья, звезда – звезды, море – моря. Форма ед. ч. конкретных существительных обозначают один предмет и выражает собственно единственное значение. Форма мн. ч. обозначает количество предметов, большее, чем один (в грамматике количество, превышающее одну единицу, связано с понятием множества), и выражает собственно множественное значение. Основным формальным средством выражения числа (а именно мн. ч.) являются флексия. Особенность русского языка состоит в том, что не существует одного единственного окончания для выражения числового значения. Окончание зависит от рода существительного и типа склонения: доска – доски, страна – страны; стол – столы, дом – дома, окно – окна; мышь – мыши. Изменение формы числа может сопровождаться передвижением места ударения с основы на окончание и наоборот. Помимо окончания, отдельные существительные образуют форму мн. ч. путем присоединения суффикса: брат – братья (суффикс -j-), сын – сыновья (суффикс -ов’j-), при этом следует учесть, что окончание продолжает оставаться средством выражения числа наряду с суффиксацией. В ряде случаев окончание в форме мн. ч. является средством дифференциации лексического значения существительных: мужмужи и мужья, листлисты и листья. В образовании формы мн. ч. у существительных человек – люди, ребенок – дети участвует супплетиви́зм. У неизменяемых имен существительных число выражается аналитически, т.е. через форму согласующегося слова: Висело зимнее пальто (ед. ч.). – Висели зимние пальто (мн. ч.).

Неконкретные имена существительные: отвлечённые существи́тельные, вещéственные существи́тельные и собирáтельные существи́тельные – по числам не изменяются, употребляясь либо только в форме ед. ч. (singularia tantum – сингуля́риа тáнтум), либо в форме мн. ч. (pluralia tantum – плюрáлиа тáнтум). Разновидности грамматического значения форм числа зависит от лексико-грамматического разряда существительного и контекстного окружения. Формы ед. ч. у конкретных имен существительных, помимо собственно единственного значения, могут обозначать: множество как совокупность (значение, близкое к собирательности) – В лесах водится много зверя, а в озерах полно рыбы; отношение предмета к каждому из лиц (дистрибутивное) – Кто знает ответ, поднимите руку.

К существительным singularia tantum относятся большинство вещественных, отвлеченные и собирательные существительные. Собирательные существительные в силу своего общего грамматического значения не обладают способностью к образованию форм мн. ч. Существительные отвлеченные и вещественные, а также имена собственные по числам не изменяются.

К существительным pluralia tantum принадлежат: небольшая группа вещественных (дрожжи, духи, сливки, чернила); часть имен собственных – названий населенных пунктов (Пушкинские Горы, Лазовичи, Броды) и разнообразная по тематике группа конкретных существительных. Неоднородность смысловых объединений существительных показывает, что употребление их только в форме мн. ч. в целом слабо отражает либо вовсе не содержит представления о множестве, а отнесение к категории pluralia tantum для ряда групп является исключительно формальным признаком. Среди конкретных существительных к словам pluralia tantum принадлежат названия: парных предметов (брюки, шорты, джинсы), составных предметов (бусы, сани, счеты, качели, карусели), промежутков времени (сутки, сумерки, каникулы), праздников, обрядов (именины, крестины, смотрины, похороны), традиционных игр (прятки, жмурки, кошки-мышки) и нек. др.

Таким образом, категория числа имен существительных традиционно признается собственно грамматической и словоизменительной. Однако последовательно обосновать это возможно только на материале конкретных существительных, но и в пределах этой группы имеются противоречивые явления, главным образом в группе слов pluralia tantum.

Сложность и неоднородность грамматического материала породили другие подходы к определению категории числа. В связи с изменением семантики слов у форм числа эту категорию грамматисты рассматривают как лексико-грамматическую, а противопоставление ед. ч. и мн. ч. – не как оппозицию морфологических форм одного и того же слова, а как явление словообразования. Что же касается числа имен прилагательных и слов, изменяющихся по адъекти́вному склонéнию, а также у глагольных форм, то категория числа здесь является, безусловно, согласовательной, собственно грамматической и словоизменительной. См. также Двóйственное числó.