Поиск

Ударения: Стéпени сравнéния

Категория: 7. Морфология

Содержание

Стéпени сравнéния – грамматическая словоизменительная категория имен прилагательных, наречий и слов категории состояния.

Каждая из указанных частей речи изменяется по степеням сравнения не в полном объеме: среди имен прилагательных – только качественные; среди наречий – также только определительные качественные с суффиксами и , образованные от качественных прилагательных; слова категории состояния также не все, а лишь омонимичные наречиям, способны иметь степени сравнения. Различаются три степени сравнения: положи́тельная стéпень, сравни́тельная стéпень и превосхóдная стéпень.

В сводной таблице показаны формы степеней сравнения прилагательных, наречий, категории состояния.

Части речи

Степени сравнения

Положительная

Сравнительная

Превосходная

Имя прилагательное

На экзамене достался трудный вопрос.

Труднее, потруднее, более/менее трудный.

Труднейший, самый трудный, труднее всех.

Наречие

Вопросы экономики решаются трудно.

Труднее, потруднее, более/менее трудно.

Труднейше, труднее всего.

Категория состояния

Трудно идти по песку.

Труднее, потруднее, более/менее трудно.

Труднейше, труднее всего.

 

Поскольку грамматическая категория степеней сравнения исходно присуща прилагательному, а у отдельных групп наречий и категории состояния проявляется постольку, поскольку они связаны по своему образованию с качественными прилагательными, то рассмотрим значение и образование данной категории для имен прилагательных (у двух других частей речи она имеет аналогичное проявление).

Форма положительной степени является исходной, она обозначает признак вне прямого сравнения по степени качества. Однако в скрытом виде сравнение присутствует и в формах положительной степени. Например, в сочетаниях светлый день (по сравнению с пасмурным, мрачным днем) и светлая ночь (по сравнению с темной ночью) признак, выраженный прилагательным, проявляется в разной степени, т.к. в каждом случае своя точка отсчета, свой эталон (ср. также: широкий пояс и широкая река, высокий стол и высокий дом и т.д.). Особенность положительной степени состоит в том, что наблюдаемое значение сравнения не имеет специального средства грамматического выражения, поэтому его нельзя считать в полной мере грамматическим значением.

Форма сравнительной степени прилагательного имеет два значения: 1) проявление признака одного предмета в большей степени, чем того же признака у другого предмета (Это лето теплее, чем прошлое; Брат старше сестры); 2) проявление признака предмета в большей степени по сравнению с тем же самым предметом, но в другой период его существования (Дерево стало выше).

В русском языке используются три способа образования сравнительной степени: синтетический (простáя фóрма, синтети́тическая фóрма), аналитический (слóжная фóрма, аналити́ческая фóрма) и супплетивный (супплети́вная фóрма). Образование простой формы связано с прибавлением к производящей основе качественного прилагательного суффиксов -ее (разговорный вариант -ей), , -ше. При образовании формы сравнительной степени производящая основа в отдельных случаях подвергается усечению, т.е. сокращению; в образовании может участвовать историческое чередование согласных. Оттенок смягчения и разговорный характер придает приставка по-, присоединяемая к суффиксальной форме: близкий → ближе → поближе. Простая форма сравнительной степени (не только наречий, но и прилагательных) не имеет своих форм изменения, в словосочетании связывается с главным словом по типу примыкания. Сложная форма образуется путем присоединения служебных слов более и менее к форме положительной степени. Следует помнить, что не являются нормативными образования типа «более добрее», «более светлее», которые нередки в устном общении. Супплетивное образование охватывает лишь отдельные лексемы: хороший → лучше, плохой → хуже, малый → меньше.

В таблице показано образование всех трех типов форм сравнительной степени на примере прилагательных.

Формы образования сравнительной степени

Простая (синтетическая) форма

Сложная (аналитическая) форма

Супплетивная форма

Белый → белее (белей), добрый →  добрее (добрей), сердечный →  сердечнее (сердечней), щедрый →  щедрее (щедрей), стройный →  стройнее (стройней).

 

Аккуратный → более (менее) аккуратный, вероятный → более (менее) вероятный, ответственный → более (менее) ответственный.

 

Хороший → лучше, плохой → хуже, малый → меньше.

Частый →  чаще (ст//щ), сухой →  суше (х//ш),

тугой → туже (г//ж), низкий →  ниже (з//ж),

короткий →  короче (т//ч).

Далекий →  дальше, тонкий →  тоньше,

долгий →  дольше.

Редкий →  реже →  пореже,

грубый →  грубее →  погрубее.

 

Основное грамматическое значение форм превосходной степени, носящее название суперляти́ва,  связано с указанием на превосходство данного признака предмета над рядом других в отношении степени качества: красивейший из всех цветов, самая далекая планета.  В образовании форм превосходной степени  используются те же три способа образования: синтетический (простая форма), аналитический (сложная форма) и супплетивный. Простая форма образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: сильный → сильнейший, редкий → редчайший; при образовании также возможно усечение основы и чередование звуков: близкий → ближайший. Для усиления значения высшей степени проявления признака используется приставка наи-, присоединяемая к форме превосходной степени: наисложнейший, наидостойнейший. Сложная форма образуется двумя способами: 1) путем присоединения к форме положительной степени грамматикализованного местоимения самый или наречий наиболее (наименее): верный → самый верный, удобный → наиболее удобный; 2) с помощью присоединения грамматикализованного местоимения всех (всего) к форме сравнительной степени: грамотный → грамотнее всех, острый → острее всех. Супплетивно форма превосходной степени образует от тех же лексем, что и форма сравнительной степени: хороший → наилучший, лучше всех; плохой  → наихудший, хуже всех.

Особую группу составляют четыре антонимичные пары прилагательных, оканчивающихся на -ший: больший – меньший, высший – низший, лучший – худший, старший – младший и слово горший.  Грамматическая специфика этих форм состоит в том, что они имеют склонение полных прилагательных. При функционировании они имеют ограниченную сферу употребления и характерные особенности в грамматической семантике. Так, больший и меньший употребляются только в значении сравнительной степени (больший из камней, меньший из братьев); высший и низший, наоборот, не употребляются в значении сравнительной степени (высший сорт, низший чин). Лучший и худший в зависимости от контекста могут иметь значение как сравнительной (лучшее будущее), так и превосходной степени (лучший из друзей). Старший и младший отличаются тем, что не соотносятся с формами положительной степени: старший не имеет значения «более старый», а младший – «более молодой»; эти формы лексикализовались, т.е. закрепились в особых значениях, которые следует считать не грамматическими, а лексическими – ‘более/менее взрослый, имеющий большее/меньшее количество лет’.

В целом следует подчеркнуть отсутствие строгой регулярности во всей системе образования форм степеней сравнения прилагательных. Не от любого качественного прилагательного возможно образование степеней сравнения, т.к. в составе этого лексико-грамматического разряда есть группа прилагательных, качественный признак которых не мыслится в разных степенях его проявления: лысый, слепой, хромой, пустой и др.

Итак, категория степеней сравнения представляет собой сложную систему как по комплексу грамматических значений, так и по способам образования. В научной грамматике нет единства в понимании объема форм этой категории. Чаще всего из ее состава может исключаться положительная степень. Другие ученые выводят из системы форм превосходную степень. При этом простые формы традиционной превосходной степени рассматриваются в аспекте словообразования как производные слова с градационным значением в ряду других образований, имеющих значение степени проявления признака (ср.: длиннющий и длиннейший, предобрый и добрейший, наидобрейший); сложные формы относят к свободным словосочетаниям. Сторонники такого подхода обосновывают свою точку зрения еще и тем, что образования, традиционно относимые к формам превосходной степени, часто имеют значение эляти́ва, т.е. высшей степени качества, очень большой меры качества, но без сравнения с другими предметами (образованнейший человек, интереснейшая книга, величайшее достижение), что противоречит самой сути категории степеней сравнения. Этот подход отражен в академической грамматике РГ-80, где для обозначения категории степени сравнения используется термин компарати́в (лат. comparativus – сравнительный), который применим в грамматике к соответствующим формам и при расширенном понимании системы степеней сравнения.

Образование форм степеней сравнения у разных частей речи – прилагательных, наречий и категории состояния – приводит к явлению грамматической омонимии (иначе – функционáльной омоними́и): ср.: Сосна выше клена (форма прилагательного). Спортсмен сегодня прыгнул выше (форма наречия). Для разграничения омонимичных форм следует привлекать синтаксические свойства, характерные для  разных частей речи. Так, в первом предложении выше является формой сравнительной степени прилагательного высокий, т.к. в предложении выступает в роли части составного именного сказуемого, что характерно для прилагательного. Во втором предложении выше – это форма сравнительной степени качественного наречия высоко, зависящая от глагола-сказуемого и выступающая в роли обстоятельства, т.е. в синтаксической функции, характерной для наречий. Образование степеней сравнения как морфологическое свойство проявляют и слова категории состояния (В доме стало просторнее и светлее), характерной синтаксической особенностью которых является функция главного члена односоставных безличных предложений.