Поиск

Ударения: Вид глагόла

Категория: 7. Морфология

Содержание

Вид глагόла – важнейшая грамматическая категория глагóла, пронизывающая все глагольные формы, как спрягаемые, так и неспрягаемые. Кроме того, от вида глагола зависит образование и значение его многочисленных форм – наклонения, времени, причастий, деепричастий. Граммати́ческое значéние категории вида связано с выражением характера протекания действия. Русский глагол обладает системой противопоставленных друг другу форм и слов противоположных видов, что составляет область регулярного морфологического средства выражения видовых различий. Вид глагола представлен оппозицией совершéнного ви́да и несовершéнного ви́да.

При общем признании обязательности категории вида, наличии противопоставления совершенного и несовершенного видов, важнейшей роли этого противопоставления в речи (говорящий непременно выбирает один из видов глагола) в научной грамматике отсутствует устойчивая точка зрения на категорию вида в русском языке. Дискуссионными являются самые сущностные вопросы: о содержании грамматического значения вида, о системе формообразования в видовом противопоставлении. Не вполне очевиден вопрос и о самом типе этой категории: классифицирующая она или словоизменительная, лексико-грамматическая или собственно грамматическая.

Основу учения о виде глагола составляет категориальное грамматическое значение совершенного и несовершенного вида, главное различие между которыми состоит в том, что совершенный вид глагола обозначает действие целостное во времени, а несовершенный вид, наоборот, – действие процессное. Значение неделимой целостности у глаголов совершенного вида понимается как невозможность деления его на отдельные фазы, в то время как действие глаголов несовершенного вида предполагает возможность членения на фазы. Это принципиальное различие демонстрируется путем возможности/невозможности сочетания глагола с фазовыми глаголами начать/начинать, продолжить/продолжать, закончить/заканчивать. Например, при сравнении двух глаголов рисовать и нарисовать нетрудно убедиться, что первый из них сочетается с фазовыми глаголами: начать рисовать, продолжить рисовать, закончить рисовать, что абсолютно недопустимо для глагола противоположного вида нарисовать. Следовательно, действие целостное, нечленимое на фазы свойственно глаголам совершенного вида, а действие, членимое на фазы, иначе – процессное, характерно для глаголов несовершенного вида. Кроме значения целостности, глаголам совершенного вида свойственно значение локализованности относительно момента времени, которое связано с представлением о начале и конце действия: засмеяться, закричать – действие локализовано в его начале; дописать, достроить – действие локализовано в его конце. Временны́е ограничения глаголов несовершенного вида со значением процессности возможны только с помощью контекста: Он сидел в библиотеке и читал книгу до 9 вечера. Признаку локализованности глаголов совершенного вида противопоставлен признак длительности действия глаголов несовершенного вида, что подтверждается сочетаемостью таких глаголов с наречиями часто, всегда, долго и под.: Он подолгу сидел, слушал музыку и мечтал. Помимо основных категориальных значений целостности, локализованности во времени у глаголов совершенного вида, с одной стороны, и процессности, длительности у глаголов несовершенного вида – с другой, существуют и другие, частные, видовые значения, обусловленные значением времени глагола и его лексической сочетаемостью. Грамматическое значение вида глагола реализуется в таком явлении, как видовáя пáра.

Глаголы противоположных видов образуются двумя основными способами. Глаголы сов. в. образуются от глаголов несов. в. с помощью многочисленных и разнообразных глагольных приставок: тереть → вытереть, дотереть, затереть, обтереть, оттереть, потереть, подтереть, протереть, растереть, стереть, утереть. Этот процесс называется перфективáцией. Противоположный ему процесс видообразования – имперфективáция – образование глаголов несов. вид, как правило, от приставочных глаголов сов. вид с помощью суффиксов -а-, -ва-, -ыва-/-ива- (последний является наиболее продуктивным в современном языке): решить → решать, дать → давать, воспитать → воспитывать, выиграть → выигрывать, записать → записывать, завинтить → завинчивать, растратить → растрачивать и мн. др. Помимо суффиксального образования к имперфективации принадлежат менее продуктивные способы видообразования: с помощью чередования гласного с нулем звука в корне – внýтренней флéксии (собрать → собирать, послать → посылать), путем супплетиви́зма (взять → брать, положить → класть).

Нетрудно заметить, что при перфективации, помимо изменения грамматического значения вида, происходит изменение лексического значения глагола, т.к. приставка не только меняет вид, но и привносит новые смысловые приращения. Что касается имперфективации, то суффиксация здесь влечет за собой только изменение грамматического значения вида. В связи с этим существенным различием имперфективация рассматривается как видовое формообразование, а члены, связанные имперфективацией, признаются морфологическими формами одного слова, т.е. видовой парой. Факты перфективации выводятся за пределы формообразования, и связанные с ней образования справедливо считаются разными глаголами, противопоставленными по виду. В связи с этим и сама категория вида глагола приобретает двойственный характер: она не может быть однозначно охарактеризована как словоизмени́тельная категóрия либо как классифици́рующая категóрия.

Таким образом, грамматическая категория вида оказывается тесно связанной не только с формообразованием, но и со словообразованием глагола. См. также Спóсобы дéйствия.

Термины

Ссылки