002_Вл_Русалка
г. Великие Луки, 2001 г.
Текст
(А почему до двенадцати?)
У двянадцать и причудится что-нибудь или всегда говорять, что в двянадцать часов, как это раньше бывало, говорять: «Ходють черти».
У Масленицу в самую ж у эту мой отец, и была у их девка, дружили оны с ней. А мужчина всё, бывало, и до двянадцати, и позже – всё куёт. Раньше были… разжигали на горнáх: вот эта доколяить, а тута-ка нáковальня стоить, тут молоток один держить, а второй берёт раскóленное железо, тогда он его кладёт на эту нáковальню. Вот что им надо делать: или там этот обóд какой, или тыи шины надо разбить, чтоб её расплёскать, согнуть. А оны надумалися: «Пойдем, – говорять, – сейчас Коваленку напугаем, да Ярошёнка». Ну ладно, одели ж эту – раньше ж верили русалкам, русалки были. Одевають халат белый, а вóлос же раньше не стригли, вóлос до пояса, кругом вот так обчешутся, идуть – халат и волосы.
(Чтоб лицо закрывало, да?)
Ни лица, ничего нет. Ну, оны взяли, а вот так они стоять на дороге, как вот, например, мой дом, а кузнец куёт – как вот Толин дом [показывает пять метров], через дорогу. Ну, послали Соньку: «Иди, – говорить, – напугай, чтоб больше ночью не кувал». Стоять оны. Она как пришла, тот вытянул железо с огня, а красное… и положил нáковаль, а етот намахнулся молотком его разбить. Она так как стояла, как против тебе [метр], она согнулася, уклонилась. Тот как держал вот так молоток и застыл, и не мог ударить по железу, спугался. Русалок боялися. А отец мне говорить: «А мы стоим, думаем: сейчас как дасть по головы молоткам Соньке, так и убьеть». Ну, ладно, она тогда задом-задом, оттулева ушла. «Давай будем глядеть, что будеть этот кузнец делать». Рано утром поглядять: повёл попа, повёл дьякона, отрубил кол осиновый, среди кузницы вбил – и с тех пор не стали русалки ходить. Куды там пойдешь, когда тебе убьють!
(А кол осиновый, почему именно осиновый?)
А так всегда было будем говорить: «Надо кол осиновый». А почему оны так называли – вбивать, чтоб никто не ходил.
Вот и Масленица вся.
Мотив
Текст зафиксировал бытование обычая необрядового ряженья для достижения прагматических целей. В данном случае – инсценировку «явления русалки» как способ отвадить мешавшего соседям спать кузнеца работать по ночам. «Русалка» в данном повествовании, очевидно, – синоним «ведьмы». «Воспитательная» затея и реакция на нее кузнеца, составившие сюжет рассказа, основываются на поверьях о том, что а) в праздники активизируется нечисть; б) защита от нечисти / колдунов – молитва, осиновый кол.
Информант
ФИО | Пол | Год рождения |
---|---|---|
Козлова Мария Ивановна | жен | 1920 |