002_Вл_Черт

п. Шелково Шелковск. с/с, 1997 г.

Ключевые слова

бояться встреча душить исчезать молитва наваливаться пугать река черт

Аудиозапись

Текст

Рассказывал это дедушка, шшо я небольшая была. Он много рассказывал. Ну это вам ни к чяму. Всё это божественное, как он обумёрши был, как к яму сатана… Вот на самом деле, вот такие чудяса. Ну ето вам ня интяресно.

(Расскажите, очень интересно.)

Ну зачем это? Вы знаете что: вот я всё у няво просила: «Дедушка, расскажи». Три слова яму там. Вот был обумёрши три дня, а потом ожил. Ну аляргический24, как говорят, сон был. И он говорит: «Внученька, ето что мяня заказывали! Что я видел! – говорит, – сады цвятуть, посёлок такой белый, как мраморные, домики, и сады цвятуть крупным-крупным цвятам, яблони цвятут. У нас, – говорит, – сады цвятуть красным оттенком, а там, – говорит, – все белые и крупные. А вот, – говорит, – три слова…». Я говорю: «Дедушка, скажи мне три слова?» «Не, – говорит, – внученька, няльзя, то я умру». И когда он умирал, я уже приехала, а он без языка. Так он и не сказал. Вот. И за ето вот, что он стал приближаться к Богу, читал Явангеле, и просто яво начал сатана преследовать, искушать начал.

Вот у нас, где мы жили, и я знаю то место. Он через ручей перяйшов, по берегу идёт.

Ба! Откуда ни возьмись вдруг – никого не было! – перяд ним человек: чорный, зубы белые, глаза чорные, та и, говорить, и свярлить! Просто мне, говорить, как-то не по себе, так у мозгу и шевялит!

И спрашивает: «Где тут цыгане живут?» А там, за речкой, хутор был, цыгане раньше жили. Он говорит: «Подальше там перяйдёте по кладкам, а вот тут пониже, – говорит, – брод».

Куда исчез этот? А сам: я, – говорит, – молитву чытаю, «Воскресную», а сам крящусь тихонечко. И вдруг – нет никого! И исчез! Куда исчез? И я, – говорит, – не знаю.

А потом яшшо в Осташково он ходил.

Он много яво, этот сатана, преследовал. Я ещё вот помню: кричит дедушка, на печке ляжит и кричит, задыхается, не может. Ох! Кричит и молитву читает, читает молитву «Воскресную», потом начал «Верую» читать. Начал «Верую» читать, я яво: «Дед, дед!», – разбудила. «Ой! внученька, – говорит, – меня сейчас чуть сатана не задушил! Я, – говорит, – только молитвою вот этой “Верую”, “Воскресную”, – говорит, – читал, не отбился». А меня, наверно, кто толкнул, разбудил вот крик яво. И он начал «Верую». И я слышала чисто читаеть: «Верую во едино Бога-отца…», – как это в церкви. И вот: «Сейчас меня чуть сатана не задушил!»

Яво сатана начал преследовать, начал, правда, в церкву редко ходил, но он читал Явангеле. И вот он когда ходил в Осташков, тоже рассказывал мне. Говорит, ему встретился уже другой человек. Там в Сторожке, там это Осташков на острове, монастырь. И вот в ночлежке, где он ночевал, там: «Я, – говорит, – лёг, и вдруг толкнул меня человек, рядом ложится, не зашёл, ничяго, откуда взялся? И такой похожий как на Иисуса Христа. Бородка, – говорит, – клинушком». Да ня помню, что он сказал яму, повернулся, он как пришёл, так и исчез. Куда делся? Нет нигде, не выходил – ничего нет, испарился. «А потом, – говорит, – я пошёл в церкву причаститься. Навстречу идёт и он, просто отдали я не видел яво, а передо мной, – говорит, – вырос опять этот человек». Вот тоже ня помню, что он сказал яму. Да: «Вы причащаться?» Говорит: «Да». Вот. «А потом, когда я причастился, навстречу выхожу из церквы, и он идёт навстречу ко мне и руку пожал: “Будьте здоровы, святые Аниковы тайны принявши”. Вот так вот сказал мне. Ну за етим я, – говорит, – и поехал». Говорит: «Три раза он мне явился, – говорит. – Вот похожий как на Иисуса Христа, три раза он мне. Ну просто вырастает из ничаво и вдруг ищазает».

Всякое вот было, рассказывал. Вот, мои дорогие.

Сноски

  • Алергический – искаж. летаргический.↩︎

Мотив

ВI 50** Встреча человека с чертом: внезапно появляется у реки, вступает с человеком в разговор, внезапно исчезает;

+ВI 1д Черт принимает образ черного человека;

+Преж. ВI 3**в** Черт пугает человека: ночью наваливается и душит;

+ВI 6а Черт боится молитвы: исчезает.

Сюжет обрамлен двумя нарративами, которые подчеркивают основную мысль информантки: сатана преследует человека за его набожность. Один из рассказов относится к жанру «обмираний» – о посещении человеком того света. Другой – к легендам-быличкам с мотивом «Сатана искушает праведника, являясь к нему в облике святого».

Информант

ФИО Пол Год рождения
Маркова Анна Максимовна жен 1929