Поиск

Ударения: Управлéние

Категория: 8. Синтаксис

Содержание

Управлéние – тип подчинительной синтаксической связи в словосочетáнии, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже. В отличие от согласовáния при изменении главного слова зависимое слово не изменяется.

Средствами выражения управления являются падежные окончания зависимого слова, а также предлоги. Зависимыми словами при управлении выступают имена существительные (строить → домø, постройка → дома, жить → в доме), местоименные существительные (сказать → кому-нибудь, доволен → собой, думаю → о тебе), числительные (посадить → десятьø яблонь, разработать → два маршрута, из семи  ← вычесть → пятьø) и субстантивированные слова (добиться → своj-его, думать → о главном, верить → в будущее).

В зависимости от формы выражения падежа у зависимого слова управление может быть беспредложным (непосредственным), которое выражается только с помощью окончания имени (читать книгу, читать неделю), и предложным (опосредованным), выражающимся с помощью окончания и предлога (читать в комнате, читать за столом), у несклоняемых имен существительных – только с помощью предлога (читать о фламинго, читать в метро).

По характеру главного слова управление может быть: приглагольное (решить задачу, тратить деньги), приименное (крышка стола, брат отца), принаречное, к которому относятся и факты управления со стороны слов категории состояния (вверх по течению, тихо в комнате).

Управление подразделяется на сильное и слáбое. Си́льное управлéние – это обязательная связь, без которой значение главного слова представляется недостаточным. Сильным управлением обладают: 1) перехóдные глагóлы, управляющие формой вин. п. без предлога: читать книгу, пить чай, рисовать пейзаж; 2) так называемые косвенно переходные глаголы, также семантически недостаточные, но требующие от зависимого слова форм других падежей: увлекаться музыкой, верить в добро, удивляться чудесам, беспокоиться о родных; 3) глаголы направленного действия: приплыть к берегу, отойти от дороги. Отдельные слова могут обладать сразу двумя сильными связями: подарить – что? и кому? книгу учителю; заклеить – что? и чем? рану пластырем.

При выполнении практического анализа, чтобы обнаружить управление, необходимо поставить от главного к зависимому слову формáльно-граммати́ческий вопрóс, т.е. двойной падежный вопрос (независимо от признака одушевленности/неодушевленности существительного), указать падеж зависимого слова и обозначить средства выражения управления (падежное окончание и предлог). Например, из предложения С детства серьезно увлекаюсь шахматами благодаря своему отцу выделяются следующие словосочетания, отражающие управление: увлекаюсь (кем? чем?) шахматами (тв. п.); увлекаюсь (благодаря кому? чему?) благодаря отцу (дат. п.); увлекаюсь (с кого? чего?) с детства (род. п.).