Содержание
Составнόе глагόльное сказýемое – тип сказýемого, которое состоит из двух структурных компонентов: постоянной части – формы инфинитива и переменной части, которая может быть представлена: а) фазовым глаголом, б) модальным глаголом, в) кратким прилагательным с модальным значением: С начала года я начал изучать английский язык; К концу года я смогу читать простой текст; Постепенно я должен овладеть лексикой и грамматикой.
В таблице описана структура составного глагольного сказуемого (переменная и постоянная его части), каждая разновидность проиллюстрирована примерами.
Структура составного глагольного сказуемого |
|||
Переменная часть |
Постоянная часть |
Примеры |
|
а) фазовый глагол (обозначает начало, продолжение, завершение, т.е. этапы – фазы – действия) |
начать/начинать, стать ‘начать’, продолжить/продолжать, кончить/кончать, закончить/заканчивать |
форма инфинитива |
Иван начинает писать роман. Дети стали учиться в школе. Петр закончил сажать деревья. |
б) модальный глагол (обозначает желание, возможность, намерение, необходимость что-н. делать/сделать) |
мочь, (за)хотеть, (по)желать, собраться/собираться, намереваться, пробовать |
Теперь я собираюсь позвать гостей. Хочешь ли ты покататься на лыжах? |
|
в) краткое прилагательное с модальным значением (готовности, желательности, необходимости что-н. делать/сделать) |
готов, должен, вынужден, обязан, рад |
Зверь уже готов прыгнуть. Из-за болезни она вынуждена отказаться от поездки. |
Составное глагольное сказуемое следует отличать от использования формы инфинитива глагола в других функциях, за пределами предиката. Во-первых, инфинитив может употребляться в функции обстоятельства цели, зависящего от сказуемого: В Москву мы приехали (для чего? с какой целью?) учиться, У ручья дети присели (для чего? с какой целью?) отдохнуть. Во-вторых, инфинитив может употребляться в объектной функции в роли дополнения: Саша догадался (о чем?) закрыть кран.
Сложность анализа таких фактов состоит в том, что граница между модальными глаголами и другими глаголами с ослабленной вещественной семантикой является нечеткой. Пограничную зону занимают глаголы, обозначающие склонность (любить), эмоциональное состояние (бояться, страшиться), волевые реакции (обещать, согласиться, отказаться), которые также обладают сильным примыканием и требуют инфинитива в качестве зависимого слова. В связи с этим в литературе по-разному оцениваются факты типа Она любила петь, Он боялся быстро ездить. Представляется, что в школьной практике целесообразнее рассматривать эти случаи как членимые и инфинитив не включать в состав сказуемого, которое является простым глагольным.
Гораздо более очевидными являются факты объектного инфинитива для обозначения действия другого субъекта, имеющегося в предложении, помимо подлежащего. Например: Я прошу вас прочитать это вслух (прошу – действие субъекта, выраженного подлежащим я; прочитать – действие другого субъекта, выраженного местоимением вас). Такие предложения допускают трансформацию в сложноподчиненное предложение с придаточным дополнительным (изъяснительным): Я прошу вас, (о чем?) чтобы вы прочитали это вслух. Ср. аналогичные примеры: Друзья убедили меня (в чем?) не появляться раньше времени; Командир приказал (что?) открыть огонь по противнику.
Составное глагольное сказуемое может иметь осложненный вид за счет слов с модальным значением (хотеть, желать, намереваться и под.): Шубин хотел начать работать, но глина крошилась (Тургенев).