Поиск

Ударения: Словосочетáние

Категория: 8. Синтаксис

Содержание

Словосочетáние – синтаксическая единица, которая является смысловым и грамматическим объединением минимум двух знаменательных слов или словоформ: дружная семья, стоять на остановке, прыжок вверх.

Понятие словосочетания не равно простому сочетанию слов. Так, сочетанием слов можно назвать у дома, в течение часа, более нарядный, однако все эти примеры не относятся к словосочетаниям, т.к. содержат лишь одно знаменательное слово: первые два примера являются сочетаниями существительного с предлогом, последнее – аналитической (сложной) формой сравнительной степени прилагательного.

Учение о словосочетании тесно связано с учением о предложении. Оно содержит вопросы, которые в течение уже многих лет являются дискуссионными в научной грамматике: 1) является ли словосочетание самостоятельной единицей языка или оно вычленяется из структуры предложения в результате анализа; 2) может ли словосочетание выполнять номинативную роль.

С начала 50-х годов XX века в русистике сложились два подхода к сущности словосочетания. Первый из них признает первичным словосочетание по отношению к предложению, в связи с чем словосочетание наделяется номинативной функцией, т.е. словосочетание, согласно такому подходу, называет предметы и явления, как и слово, но называемые им объекты действительности более сложные: синий шар, письменный стол.

Другой подход к словосочетанию рассматривает его как несамостоятельную единицу, не существующую вне предложения; первичным признается предложение, словосочетание же, согласно этому подходу, возникает и существует только в предложении, выделяясь из его состава в результате специального языкового анализа. При этом словосочетанию отказывается в выполнении номинативной функции (если только это не устойчивое словосочетание). Функция словосочетаний состоит в выражении ими различных типов синтаксических отношений – как предикативных (самолет задержался, я болен), так и непредикативных: определительных (дверной замок, черные очки), объектных (прочитать газету, реставрировать здание), обстоятельственных (приехать в субботу, жить в деревне).

Таким образом, согласно второму из рассмотренных подходов, понятие словосочетания распространяется на более широкий круг структур, в то время как представители первого из подходов относят к словосочетаниям только такие, компоненты которых связаны подчинительной связью (согласовáнием, управлéнием или примыкáнием).

В таблице дана сравнительная характеристика двух пониманий словосочетания в современной грамматике.

 

Два подхода к словосочетанию в современной грамматике

 

I-ый подход

II-ой подход

Соотношение словосочетания с предло-жением

Словосочетание признается основной синтаксической единицей. Предложения рассматриваются как единицы, строящиеся на основе словосочетаний, выполняющих номинативную функцию.

Словосочетание считается несамостоятельной синтаксической единицей. Языковой данностью признается предложение. Самостоятельно и первично именно предложение как коммуникативная единица. Для выделения словосочетаний из предложения требуется применение специального анализа.

Типы словосочетаний

Только подчинительные, т.е. связанные подчинительными типами связи:

 

Предикативные

Непредикативные

согласованием

управлением

примыканием

Сочинительные

Подчинительные

Примеры словосочетаний

сильный ветер,

утренний кофе.

экономить время,

пойти в театр.

говорить по-русски,

бег трусцой.

морозы усилились, книга прочитана.

музыка и живопись,

строг, но справедлив.

интересный фильм,

три яблока,

вдвое старше.

 

Современная школьная грамматика также не отличается единством по отношению к словосочетанию. В целом авторы школьных учебников придерживаются первой точки зрения, не признавая предикативных словосочетаний. Однако учебный комплекс В.В. Бабáйцевой и Л.Д. Чеснокóвой выделяет как подчинительные, так и сочинительные словосочетания. В настоящем словаре словосочетание понимается широко, с выделением всех типов, как непредикативных (сочинительных и подчинительных), так и предикативных, что позволяет дать характеристику всего спектра синтаксических отношений в предложении.