Содержание
Словосочетáние – синтаксическая единица, которая является смысловым и грамматическим объединением минимум двух знаменательных слов или словоформ: дружная семья, стоять на остановке, прыжок вверх.
Понятие словосочетания не равно простому сочетанию слов. Так, сочетанием слов можно назвать у дома, в течение часа, более нарядный, однако все эти примеры не относятся к словосочетаниям, т.к. содержат лишь одно знаменательное слово: первые два примера являются сочетаниями существительного с предлогом, последнее – аналитической (сложной) формой сравнительной степени прилагательного.
Учение о словосочетании тесно связано с учением о предложении. Оно содержит вопросы, которые в течение уже многих лет являются дискуссионными в научной грамматике: 1) является ли словосочетание самостоятельной единицей языка или оно вычленяется из структуры предложения в результате анализа; 2) может ли словосочетание выполнять номинативную роль.
С начала 50-х годов XX века в русистике сложились два подхода к сущности словосочетания. Первый из них признает первичным словосочетание по отношению к предложению, в связи с чем словосочетание наделяется номинативной функцией, т.е. словосочетание, согласно такому подходу, называет предметы и явления, как и слово, но называемые им объекты действительности более сложные: синий шар, письменный стол.
Другой подход к словосочетанию рассматривает его как несамостоятельную единицу, не существующую вне предложения; первичным признается предложение, словосочетание же, согласно этому подходу, возникает и существует только в предложении, выделяясь из его состава в результате специального языкового анализа. При этом словосочетанию отказывается в выполнении номинативной функции (если только это не устойчивое словосочетание). Функция словосочетаний состоит в выражении ими различных типов синтаксических отношений – как предикативных (самолет задержался, я болен), так и непредикативных: определительных (дверной замок, черные очки), объектных (прочитать газету, реставрировать здание), обстоятельственных (приехать в субботу, жить в деревне).
Таким образом, согласно второму из рассмотренных подходов, понятие словосочетания распространяется на более широкий круг структур, в то время как представители первого из подходов относят к словосочетаниям только такие, компоненты которых связаны подчинительной связью (согласовáнием, управлéнием или примыкáнием).
В таблице дана сравнительная характеристика двух пониманий словосочетания в современной грамматике.
|
Два подхода к словосочетанию в современной грамматике |
|||||
|
I-ый подход |
II-ой подход |
||||
Соотношение словосочетания с предло-жением |
Словосочетание признается основной синтаксической единицей. Предложения рассматриваются как единицы, строящиеся на основе словосочетаний, выполняющих номинативную функцию. |
Словосочетание считается несамостоятельной синтаксической единицей. Языковой данностью признается предложение. Самостоятельно и первично именно предложение как коммуникативная единица. Для выделения словосочетаний из предложения требуется применение специального анализа. |
||||
Типы словосочетаний |
Только подчинительные, т.е. связанные подчинительными типами связи: |
Предикативные |
Непредикативные |
|||
согласованием |
управлением |
примыканием |
Сочинительные |
Подчинительные |
||
Примеры словосочетаний |
сильный ветер, утренний кофе. |
экономить время, пойти в театр. |
говорить по-русски, бег трусцой. |
морозы усилились, книга прочитана. |
музыка и живопись, строг, но справедлив. |
интересный фильм, три яблока, вдвое старше. |
Современная школьная грамматика также не отличается единством по отношению к словосочетанию. В целом авторы школьных учебников придерживаются первой точки зрения, не признавая предикативных словосочетаний. Однако учебный комплекс В.В. Бабáйцевой и Л.Д. Чеснокóвой выделяет как подчинительные, так и сочинительные словосочетания. В настоящем словаре словосочетание понимается широко, с выделением всех типов, как непредикативных (сочинительных и подчинительных), так и предикативных, что позволяет дать характеристику всего спектра синтаксических отношений в предложении.