Содержание
Происхождéние языкá – общефилософская проблема, в рассмотрении которой принимают участие, кроме языкознания, антропология, нейрофизиология, археология и другие гуманитарные науки, занимающиеся вопросами происхождения и эволюции человека, коммуникации человека и животных. Для прояснения проблемы происхождения языка важны также результаты исследования языка и мышления, социальных функций языка.
Поскольку вопрос происхождения языка связан с реконструкцией отдаленного прошлого (появление человека относят к периоду, отделяющего нас от первых людей примерно на 40-50 тыс. лет), то рассматривать его возможно только в рамках гипотез. Издавна сложилось несколько гипотез происхождения языка, некоторые из которых восходят к античной эпохе, хотя имели сторонников и продолжателей до XIX века. Традиционно существующие гипотезы можно разделить на два типа: индивидуалистические и социальные. К индивидуалистическим относятся теóрия звукоподражáния и теóрия междомéтий, рассматривающих происхождение языка у человека вне его связи с обществом. Так, теория звукоподражания объясняет происхождение языка из стремления первых людей к подражанию звукам природы, окружающего мира, в связи с чем и в современных языках обнаруживается много звукоподражательных слов типа ку-ку, хрю-хрю, гав-гав, тук-тук и под. Сторонники теории междометий сводят происхождение языка к эмоциональным возгласам и выкрикам, передававшим чувства и эмоции первых людей, на базе которых сформировались сигналы, легшие в основу языка. В XIX веке получили распространение социальные теории, связывавшие происхождение языка с взаимодействием первых людей, с их социальными отношениями. Нелогичной, но пользовавшейся популярностью была теóрия общéственного (социáльного) договóра, согласно которой язык стал результатом взаимной договоренности людей между собой, что способствовало сплочению сообществ. В рамках трудовы́х теóрий существовала теóрия трудовы́х вы́криков, объяснявшая язык из выкриков, сопровождавших коллективные действия. Длительное время, особенно в нашей стране, считалась основополагающей марксистско-ленинская теория, основные положения которой были сформулированы немецким философом-материалистом Ф. Э́нгельсом: происхождение языка связывалось с коллективной трудовой деятельностью первых людей, эволюцию которых обеспечивали как биологические, так и социальные условия.
Новое время, характеризующееся значительными научными достижениями в области археологии и антропологии, в сфере изучения мозга человека и животных, коммуникативного поведения высокоорганизованных приматов, рассматривает происхождение языка как комплексную проблему, не сводимую к одной какой-либо теории. Наблюдения над социальным поведением приматов ведут к признанию такого стимула возникновения языка, как снятие напряжения во взаимоотношениях между особями, поддержание сплоченности внутри групп и сохранение их целостности. Признание человеческого языка как уникального, не имеющего аналогов в живой природе выдвигает на роль ключевого фактора происхождения человеческого языка формирование у первобытного человека мифологического сознания и мифологической культуры в целом, воплощающейся в разных формах ритуального поведения.