Содержание
Зави́симое слόво – один из двух обязательных структурных элементов подчинительного словосочетания, который связан с глáвным слóвом одним из типов подчинительной синтаксической связи (согласовáнием, управлéнием или примыкáнием). Зависимое слово по смыслу и грамматически является подчиненным по отношению к главному слову.
Для того чтобы определить зависимость одного члена словосочетания от другого, необходимо задать вопрос. В грамматическом разборе следует различать два вида вопросов – смысловые и формально-грамматические. По смысловому вопросу определяют разновидность грамматических отношений в словосочетании. Например: друзья (какие?) верные – отношения определительные; написать (что?) письмо, написать (кому?) другу – отношения объектные; бродить (где?) по лесу – обстоятельственные места; бродить (как долго?) до вечера – обстоятельственные времени с оттенком меры и степени; добираться (как? каким образом?) поездом – обстоятельственные образа действия. Постановка формально-грамматического вопроса диктуется особенностями зависимого слова как части речи. Формально-грамматический вопрос обусловлен также морфологической формой зависимого слова. Он помогает определить тип синтаксической связи в подчинительном словосочетании. В таблице показано, как ставятся смысловые и формально-грамматические вопросы при разных типах синтаксической связи.
Тип синтаксической связи |
Постановка смыслового вопроса |
Постановка формально-грамматического вопроса |
Согласование |
друг (какой?) верный птицы (какие?) певчие дом (чей?) бабушкин |
друг (какой?) верный птицы (какие?) певчие дом (чей?) бабушкин |
Управление |
написать (что?) письмо написать (кому?) другу бродить (где?) по лесу бродить (как долго?) до вечера добираться (как? каким образом?) поездом книги (чьи?) отца |
написать (кого? что?) письмо (вин. п.) написать (кому? чему?) другу (дат. п.) бродить (по кому? чему?) по лесу (дат. п.) бродить (до кого? чего?) до вечера (род. п.) добираться (кем? чем?) поездом (тв. п.) книги (кого? чего?) отца (род. п.) |
Примыкание |
скакать (как? каким образом?) верхом рассказывать, (как? каким образом?) глядя (в текст) |
скакать (как? каким образом?) верхом рассказывать, (что делая?) глядя (в текст)
|
Приведенные примеры показывают, что формально-грамматический вопрос может совпасть со смысловым вопросом, что наблюдается при таком типе связи, как согласование, иногда – при примыкании. В случае управления совпадение может быть частичным либо совсем отсутствует. От правильно поставленного формально-грамматического вопроса, который является двойным падежным вопросом, зависит верный анализ такого типа связи, как управление.