Содержание
Диалόг (греч. diálogos – беседа, разговор двоих) – один из способов передачи чужóй рéчи, в случае если она представлена диалогической речью. Диалогическая речь – форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами между двумя или большим количеством лиц.
Между репликами в диалоге существует два типа связи – содержательная и конструктивная. Содержательная связь заключается в ответах на вопросы, выражении согласия, возражения, в добавлении, пояснении, развитии предыдущей мысли и т.д. Конструктивная связь реплик состоит в том, что каждая следующая реплика – это реакция на предыдущую реплику. Вследствие этой связи реплик-предложений можно установить отношения между тéмой (Т) и рéмой (Р) с позиций учения об актуáльном членéнии предложéния. «Скажи: которая (Р) Татьяна? (Т)» – / «Да та (Р), которая (Т) грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна (Р)» (Пушкин).
Существует два способа пунктуационного оформления диалогов: с абзаца (перед каждой репликой ставится тире, кавычки не используются) и в строку (иначе – «в подбор»). Во втором случае каждая реплика заключается в кавычки, между ними ставится тире. Тире отсутствует в случае наличия слов автора у какой-либо реплики: «Я влюблена», – шептала снова / Старушке с горечью она. / «Сердечный друг, ты нездорова». – / «Оставь меня: я влюблена» (Пушкин). Оформление диалога с абзаца характерно для печатных текстов.
Диалог традиционно противопоставляется монолóгу (от греческих корней: mόnos ‘один’ и lόgos ‘слово, значение, речь’) и является разновидностью полилóга (от греч. poly – много и lόgos ‘слово, значение, речь’) как формы речи с несколькими, более чем двумя, участниками. Таким образом, традиционное понимание этих терминов опирается на количественный признак – число участников коммуникативной ситуации. Вовлечение в сферу исследования сложных форм коммуникации (как в устной, но особенно в письменной речи) породило сложную, многоаспектную теорию диалога, основой которой выступает речевое взаимодействие коммуникантов и их речевое поведение. В свете современной теории различие между диалогом и монологом представляется условным. Более того, и сама интерпретация термина диалог связывает стоящее за ним понятие с социальной сущностью языка: слово диалог также возводится к греческому прототипу, однако определяется как состоящее из приставки dia ‘сквозь, через’ и корня lόgos ‘слово, значение, речь’. Вследствие такого понимания диалог интерпретируется как взаимопроникновение речи, речевое взаимодействие.