Содержание
Второстепéнные члéны предложéния – выделяемые в традиционной грамматике компоненты простого членимого распространённого предложéния, по смыслу и грамматически связанные с главными членами. Наличие либо отсутствие второстепенных членов предложения является основанием для характеристики простого предложения как распространенного либо как нераспространенного.
К второстепенным членам предложения относятся: определéние и приложéние как разновидность определения, дополнéние, обстоя́тельство. Второстепенные члены не обязательны в простом предложении, в отличие от главных членов (отсюда происходит их название). Однако в выражении содержания предложения второстепенные члены играют значительную роль, нередко выражая важную часть содержащейся в предложении мысли.
Вопрос о второстепенных членах – один из дискуссионных в современной научной грамматике. Причем спорными являются не только частные аспекты темы, но под сомнение ставится само понятие второстепенных членов предложения. Какие проблемы содержит в себе традиционное учение о второстепенных членах предложения?
1. Сам принцип определения того или иного второстепенного члена основан только на процедуре постановки смыслового (логического) вопроса, без учета структурных оснований, в то время как основу синтаксического анализа составляет структýрно-семанти́ческий подхóд.
2. Смысловые отношения между членами предложения часто оказываются богаче и разнообразнее, чем имеющийся арсенал смысловых (логических) вопросов, вследствие чего невозможной оказывается постановка ни одного из них. Например, в предложении Так и живу в этих мыслях (М. Горький) предложно-именное сочетание в мыслях обозначает внутреннее состояние человека, здесь неприменимы вопросы в чем? где? Скорее всего, мы определим этот член предложения как обстоятельство образа действия, задав вопрос живу (как? каким образом?), однако при этом границы обстоятельства образа действия многократно расширяются. В предложениях Сыну исполнился год и Сыну он хочет только добра первый компонент при традиционном разборе будет определен как дополнение, отвечающее на вопрос кому? Однако в первом случае сыну обозначает субъект (т.е. «сын вошел в указанный возраст»), во втором – объект («желание распространяется на сына», форма дат. п. синонимична предложно-именному сочетанию для сына). Таким образом, и здесь обнаруживаются нюансы смысла, которые не способны проявиться путем выделения традиционных членов предложения.
3. При традиционном синтаксическом разборе по членам предложения нередко наблюдается так называемый синкретизм семантики, т.е. явление, при котором оказываются совмещенными разные значения. В предложении Окна в сад были открыты всю ночь (Бунин) предложно-именное сочетание в сад, относясь к подлежащему окна, выражает определительные отношения, отвечает на вопрос какие? Одновременно из-за эллипсиса конструкции («Окна, выходящие в сад, …») у этого же члена предложения сохраняется значение обстоятельства места. Особенно часто синкретизм значений наблюдается внутри обстоятельств. Например: На войне он проявил себя героем компонент на войне содержит в себе значение как места (где?), так и времени (когда?). В предложении С минуту они молчали обстоятельство с минуту совмещает значение обстоятельства времени и обстоятельства меры и степени (отвечая на вопрос как долго?).
4. В предложении могут быть такие второстепенные члены, морфологическая форма которых грамматически зависит сразу от двух членов предложения. В предложении Я впервые увидел сестру плачущей последний компонент имеет определительное значение и является согласованным определением к дополнению сестру (согласуется в жен. р. и ед. ч.), однако форма тв. п. здесь является результатом управления со стороны сказуемого.
Рассмотренный комплекс проблем послужил основанием для пересмотра традиционного учения о второстепенных членах предложения. Современная научная грамматика в структуре простого предложения выделяет главные члены, образующие предикативное ядро предложения, и распространители этого предикативного ядра, реализующие различные синтаксические отношения (объектные, субъектные, определительные, различные обстоятельственные и т.д.). В школьной грамматике подход к выделению второстепенных членов предложения остается традиционным.