Содержание
Вставны́е констрýкции – одна из разновидностей осложнéния простóго предложéния, выражающая дополнительные, попутные замечания, пояснения, уточнения относительно содержания высказывания: Гоголь взял одного нормального человека (им мог быть и сам Гоголь), расщепил его на склонности, а потом из каждой склонности, гиперболизировав ее, создал самостоятельного человека (Солоухин).
В школьной грамматике вставные конструкции нередко отождествляются с ввóдными констрýкциями. Действительно, вводные и вставные конструкции имеют между собой некоторые черты сходства, в первую очередь по структуре. Вставные, как и вводные, могут быть выражены отдельным словом, сочетанием слов, словосочетанием и целым предложением, причем вставные по структуре могут быть даже равны сложным предложениям. Вводные и вставные конструкции сходны также тем, что в составе простого предложения находятся за пределами членимости, т.е. не являются какими-либо членами предложения, являясь разновидностями осложнения простого предложения. Кроме того, вводные и вставные конструкции отчасти имеют сходство и в пунктуационном оформлении: для вводных характерно использование знака препинания запятой, вставные также, хотя и значительно реже, выделяются запятыми. Для выделения вставных конструкций предпочтительными знаками препинания являются скобки и тире: Поэтому каждое воскресенье (если только у него не было экстренной надобности побывать в Петербурге) Репин часов в шесть или семь стучался ко мне в окно своей маленькой стариковской рукой (все в той же обтерханной перчатке), и я, обрадованный, бежал встретить его на лестнице черного хода – парадный был по случаю морозов закрыт (К. Чуковский); Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей (Паустовский).
Несмотря на указанные черты сходства (конструктивные, пунктуационные), существует принципиальное различие между вставными и вводными конструкциями, обусловленное их назначением в речи, выполняемой функцией. Если вводные конструкции используются преимущественно для выражения субъективной оценки говорящим содержания высказывания, то вставные увеличивают информационный объем высказывания, вводя дополнительную информацию.
Примеры: На девятую ночь я увидел с горы – / Этот миг никогда не забуду – / Там, внизу, в отдаленной равнине костры, / Точно красные звезды повсюду (Н. Гумилев); Когда в июне 1850 года он покидал (надолго) Францию и женщину, которую любил, это был уже почти зрелый Тургенев (Зайцев); Немножко позже – мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год – в музыкальной школе Зограф-Плаксиной, в Мерзляковском переулке, был, как это тогда называлось, публичный вечер – рождественский (М. Цветаева); Пыхтел самовар (алкогольных напитков на этих вечерах не полагалось), и философы, религиозные философы и историки под ненавязчивым руководством Вячеслава Иванова начинали обсуждать различные проблемы (Гюнтер); В метро уже за полночь (мой выход, моя подземная прогулка перед сном) я вглядывался в лица припозднившихся женщин (Маканин).