Содержание
Настоя́щее врéмя – одно из трех (наряду с будущим и прошедшим временами) проявлений грамматической словоизменительной категории врéмени глагóла. Формы настоящего времени глагола обозначают действие, совпадающее с моментом речи говорящего. Это грамматическое значение выражается, как и у будущего времени, в системе личных форм глагола.
Образование форм настоящего времени осуществляется от оснóвы настоя́щего врéмени с помощью личных окончаний, выражающих 1-е, 2-е или 3-е лицо ед. или мн. числа: клад-у (1-е л. ед. ч.), клад-ешь (2-е л. ед. ч.), клад-ет (3-е л. ед. ч.), клад-ем (1-е л. мн. ч.), клад-ете (2-е л. мн. ч.), клад-ут (3-е л. мн. ч.). Таким образом, у глаголов настоящего времени 6 форм: 1-го, 2-го, 3-го лица ед. ч. и 1-го, 2-го, 3-го лица мн. ч., которые составляют систему спряжéния глагóла (в узком смысле слова).
В таблице для иллюстрации показано спряжение различных по классу глаголов слышать (непродуктивный класс) и слушать (I-ый продуктивный класс) с указанием флексий.
Формоизменение глаголов настоящего времени |
|||||
Глагол слышать |
Глагол слушать |
||||
|
Ед. ч. |
Мн. ч. |
|
Ед. ч. |
Мн. ч. |
1-е л. |
Слыш-у |
Слыш-им |
1-е л. |
Слушаю Слушаj-у |
Слушаем Слушаj-ем |
2-е л. |
Слыш-ишь |
Слыш-ите |
2-е л. |
Слушаешь Слушаj-ешь |
Слушаете Слушаj-ете |
3-е л. |
Слыш-ит |
Слыш-ат |
3-е л. |
Слушает Слушаj-ет |
Слушают Слушаj-ут |
Формы настоящего времени, употребляясь в речи, помимо основного категориального значения совпадения с моментом речи говорящего, имеют множество значений, вызванных и поддержанных контекстом. Все эти значения, в целом не противоречащие категориальному значению, подразделяются на два типа: настоя́щее актуáльное и настоя́щее неактуáльное. Значение настоящего актуального как семантического ядра настоящего времени локализовано во времени, совпадает с моментом речи либо полностью, либо частично. Наиболее яркими разновидностями настоящего актуального являются: 1) настоя́щее врéмя момéнта рéчи, которое протекает именно в момент речи (Вот я сейчас стою и говорю), 2) настоя́щее расши́ренное, которое началось в прошлом, обозначает длительный отрезок времени и частично совпадает с моментом речи (Я давно уже вас жду), 3) настоя́щее постоя́нное, план которого расширен так, что оно воспринимается как происходящее всегда, в том числе и в момент речи (Солнце восходит на востоке, а заходит на западе). Последняя разновидность является переходной ко второму типу – настоящему неактуальному, которое характеризуется нелокализованностью во времени и отсутствием специальных лексических показателей, указывающих на совпадение с моментом речи. В настоящем неактуальном выделяются свои разновидности: 1) настоя́щее абстрáктное, обозначающее обычное, повторяющееся, обобщенное действие (Я обычно каждый вечер хожу мимо этого дома. А иной бьется как рыба об лед, а все зря), которое имеет очень широкие функции (например, значение настоящего качественно-характеризующего: Он пишет стихи. – т.е. ‘умеет, может, способен выполнять указанное действие’) по сравнению с остальными разновидностями, имеющими узкие сферы применения; 2) настоя́щее сцени́ческое, использующееся в авторских ремарках в тексте пьесы (Утро. На даче. Входит Петр и неожиданно останавливается), 3) настоя́щее номинáции, использующееся в названиях произведений, глав («Река играет». Короленко), 4) настоя́щее изобрази́тельное, характерное для поэтических описаний (Все лес и лес. А день темнеет; / Низы синеют, и трава / Седой росой в лугах белеет… Бунин).
Помимо основных собственных значений, формы настоящего времени используются в переносных значениях, выполняя функции прошедшего или будущего времени. Так, на план прошлого указывает настоя́щее истори́ческое, когда формы настоящего времени употребляются в повествовании о прошлом: Было это давно. Жили мы тогда в маленьком городе. Однажды приходит к нам незнакомый человек и говорит… Благодаря такой функции настоящего времени рассказ (или даже сказочное повествование) становится достовернее: говорящий переносится в план прошлого или прошлое оживает в момент повествования, что демонстрирует богатые художественные возможности форм настоящего времени. План будущего со значением запланированного, намеченного действия реализуется в предложении с помощью специально указывающих на будущее средств: В понедельник начинаю заниматься зарядкой.