Поиск

Ударения: Местоимéние

Категория: 7. Морфология

Содержание

Местоимéние – знаменáтельная часть рéчи, особенность которой состоит в указательном, отсылочном значении слов, относящихся к этому классу. Реальное, вещественное содержание местоимения каждый раз другое в зависимости от того, какое лицо, предмет, явление стоит (мыслится) за этим указанием. Так, например, местоимение я, использованное каждым из говорящих, будет указывать именно на это лицо. Местоимение он может указывать на любое лицо мужского пола или предмет неживой природы, замещая имя существительное муж. р. Таким образом, у местоимений, помимо указательной, выявляется еще одна существенная функция – заместительная. Не случайно местоимения воспринимаются как эталоны частей речи, что проявляется в процедуре постановки вопросов: кто? что? – к имени существительному, какой? чей? – к имени прилагательному, сколько? – к имени числительному и т.д.

Состав и объем местоимений как части речи не является строго установленным в грамматике, как в научной, так и в школьной. Если под местоимениями понимать класс слов, имеющий в своем составе древние местоименные, указательные, корни (которые, как правило, в современном языке не вычленяются, а обнаруживаются только при этимологическом анализе), то состав местоимений, т.е. местоименных по происхождению слов, приобретает широкое значение. Такой генетический подход позволяет классифицировать местоимения по соотношению с другими частями речи с учетом того, на что указывают местоимения: на предметы, признаки и т.д. В соответствии с этим принципом выделяются следующие группы местоимений: 1) местоимéнные существи́тельные, указывающие на предмет в широком смысле слова (я, ты, он, кто, что); 2) местоимéнные прилагáтельные, указывающие на признак предмета (какой, такой, чей, который, иной); 3) местоимéнные числи́тельные, указывающие на количество (сколько, столько, несколько); 4) местоимéнные нарéчия, указывающие на признак действия (где, куда, зачем, отчего, оттого). Выделяют даже местоимéние-глагóл что делать/что сделать, которое способно указывать на любой глагол. Такая классификация одновременно содержит в себе возможность рассмотрения соответствующей группы как имен существительных, имен прилагательных и т.д., что и представлено в ряде грамматик. Так, в школьной грамматике нет единства при рассмотрении местоименных наречий: в разных школьных учебниках этот класс слов либо относится к местоимениям, либо к наречиям. В научной грамматике, где ведущим является грамматический подход к выделению частей речи, устойчивой стала точка зрения на местоименные прилагательные, в соответствии с которой они рассматриваются как подкласс относительных прилагательных. То же касается местоименных числительных, образующих разряд неопределенно-количественных числительных. Таким образом, в составе собственно местоимений остается небольшая и непополняющаяся группа местоименных существительных: личные я, ты, вы, мы, он/она, оно, они; возвратное себя; вопросительные кто, что и еще две группы местоимений, образованных от вопросительных: неопределенные некто, нечто, кто-то, что-то и отрицательные никто, ничто, некого, нечего. Такой состав местоимений как части речи представлен в РГ-80.

В традиционной, в том числе школьной, грамматике (с учетом особого отношения к местоименным наречиям) прочной является позиция, при которой под местоимениями понимаются слова, указывающие на предмет, признак, количество, не называя их. Весь этот корпус слов принято классифицировать по значению, выделяя следующие разряды: ли́чные (я, ты, вы, мы, он/она, оно, они), возврáтное (себя), притяжáтельные (мой, твой, наш, ваш, свой), указáтельные (этот, тот, такой, таков, столько), вопроси́тельные (кто, что, какой, чей, который, сколько), относи́тельные (омонимичные вопросительным), отрицáтельные (некого, нечего, никто, ничто, никакой, ничей, нисколько), неопределённые (некто, нечто, кто-то, что-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-то и др.), определи́тельные (весь, всякий, другой, иной, каждый, любой, сам, самый). Существующие в грамматике классификации местоимений по значению не являются абсолютно удовлетворительными и постоянно пересматриваются. Так, местоимение свой рассматривается как возврáтно-притяжáтельное; вводится группа взаи́мных местоимений, к которым относится друг друга. Наибольшие споры вызывает группа определительных местоимений как крайне разнородная по значению, в связи с чем предлагается выделять дополнительные разряды (например, коли́чественно-обобщи́тельные весь, всякий, каждый, любой).

Местоимения (в широком смысле) по морфологическим признакам можно разделить на неизменяемые (местоименные наречия) и изменяемые (все остальные), которым свойственны категории падежа, рода и числа, личным – категория лица. Вследствие неоднородности состава местоимение не обладает общими для всей части речи морфологическими особенностями. Каждый разряд имеет специфику в проявлении указанных именных категорий. То же касается и синтаксических свойств местоимений.

Местоимение в силу специфики происхождения – замкнутая, в целом непополняющаяся часть речи. Однако при изменении лексического значения отдельные полнозначные слова могут приобретать указательную семантику, близкую к значению местоимений: данный (в данном случае), следующий (скажу следующее) – употребляются в значении указательных местоимений; один (Один человек мне говорил) – используется в значении неопределенного местоимения. Процесс перехода слов других частей речи в местоимение называется прономинализáция (от лат. pronomen буквально ‘вместо имени’).