Поиск

Ударения: Ти́пы граммати́ческих категόрий

Категория: 6. Теоретические вопросы грамматики

Содержание

Ти́пы граммати́ческих категόрий. Понятие типов граммати́ческих категóрий применяется обычно к морфологии, вопрос о типологии синтаксических грамматических категорий разработан нечетко. Грамматические категории применительно к морфологии принято классифицировать по нескольким основаниям. Выделяются категории: óбщие и чáстные, классифици́рующие и словоизмени́тельные, лéксико-граммати́ческие и сóбственно граммати́ческие.

Общие и частные грамматические категории связаны между собой на основе принципа включения; каждый из данных типов характеризуется признаком относительности, т.е. может быть охарактеризован относительно другого. Так, наиболее общими категориями являются чáсти рéчи (если рассматривать части речи в аспекте грамматических категорий), каждая из которых реализуется в системе своих частных категорий. Например, имя существительное как общая категория проявляется в частных категориях рода, числа, падежа; глагол – в категориях вида, залога,  наклонения, времени, лица и т.д. Возможно усмотреть иерархические отношения и между отдельными категориями внутри частей речи. Например, категория наклонения глагола, будучи частной по отношению к части речи глаголу, является в то же время общей по отношению к категории времени, т.к. только в изъявительном наклонении глаголы способны изменяться по временам.

Словоизменительные категории отражают формоизменение данной части речи, реализуясь в паради́гмах. Так, именные части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) изменяются по падежам, следовательно, падеж – словоизменительная категория. Глаголы имеют парадигмы наклонения, времени, лица, числа – все перечисленные категории являются словоизменительными. В школьной грамматике словоизменительным категориям соответствует термин непостоя́нные морфологи́ческие при́знаки, в то время как термин постоя́нные морфологи́ческие при́знаки соответствует понятию классифицирующей категории. Классифицирующие категории характеризуются тем, что представлены не системой грамматических форм, а группами, классами слов: например, категория рода, одушевленность/неодушевленность существительного, переходность/непереходность глагола. Вопрос о типе грамматической категории не всегда является очевидным и бесспорным. Так, существуют расхождения в научных подходах к категории ви́да глагóла.

Лексико-грамматические категории, соответственно их названию,  характеризуются в двух взаимосвязанных аспектах – лексическом и грамматическом. Лексическая сторона этого типа категорий является отражением номинати́вности слова, что находит поддержку в специфике грамматических форм. Например, категория одушевленности/неодушевленности существительных связана с распределением их по смысловому признаку: одушевленные называют предметы живой природы, неодушевленные – предметы неживой природы. Грамматически это распределение поддерживается формой вин. п. (обычно мн.ч.), которая совпадает с формой род. п. у одушевленных (вижу сестер – пять сестер) и – с формой им. п. у неодушевленных (вижу горы – горы виднеются) существительных. В отличие от лексико-грамматических собственно грамматические категории не содержат в своем значении лексической составляющей, т.е. не опираются на номинативое свойство слова, являясь более абстрактными по своему граммати́ческому значéнию. Вопрос о разграничении лексико-грамматических и собственно (или чисто) грамматических категорий является одним из наиболее сложных по ряду причин. Во-первых, дискуссионным является проблема различий между лексико-грамматическими категориями и лексико-грамматическими разрядами слов. Так, считается, что одушевленность/неодушевленность – это грамматическая категория, а нарицательность/собственность, конкретность/неконкретность существительных – лексико-грамматические разряды существительных. Разрядами признается деление прилагательных на качественные, относительные и притяжательные. Еще сложнее – с морфологическими признаками глагола. Во-вторых, отдельные грамматические категории совмещают в себе признаки обоих типов. Например, род существительных, имеющих значение лица, определяется с опорой на номинативные свойства слова (названия лиц мужского пола являются существительными м. р., названия лиц женского пола принадлежат к жен. р.), следовательно, род таких существительных может быть охарактеризован как лексико-грамматическая категория, в то время как остальные существительные распределяются по трем родам вне связи их значения с реальной действительностью. Существует мнение даже о лексико-грамматическом характере категории числа существительных, проявление которой связывается с распределением существительных на группы конкретных и неконкретных (отвлеченные, вещественные, собирательные) существительных.

Для русского языка имеет значение деление грамматических категорий по важному синтаксическому признаку – на согласовáтельные и несогласовáтельные. Так, категории рода, числа и падежа у существительных являются собственными, т.е. несогласовательными, а у прилагательного те же категории – согласовательные, т.к. прилагательные в словосочетании уподобляют свои формы формам существительного, что соответствует типу синтаксической связи согласовáние. Категории числа и рода у глагола – также согласовательные, остальные являются собственно глагольными. Данные характеристики важны для функционирования словоформ разных частей речи в словосочетании и предложении.

Термины