Поиск

Ударения: Аналόгия в граммáтике

Категория: 6. Теоретические вопросы грамматики

Содержание

Аналόгия в граммáтике – уподобление различных морфологических форм какому-либо одному наиболее распространенному типу, одной продуктивной модели.

Аналогические явления чаще всего наблюдаются в формообразовании имен и глаголов, т.е. в морфологии (не в синтаксисе). Приведем примеры изменений по аналогии, которые не противоречат литературной норме. Под влиянием формы мн. ч. с окончанием у имен существительных II-го склонения (дом-á, доктор-á, облак-á) нормативной становится форма договор-á, в то время как в просторечии этот процесс идет еще дальше, захватывая большое число слов (бухгалтер, офицер, шофер и мн. др.). Колебание нормы наблюдается в случаях: конструкторы – конструктор-á, редакторы – редактор-á.

Среди глагольных форм аналогия наблюдается в изменении спряжения разноспрягаемого глагола чтить: под влиянием продуктивного II-го спряжения у глагола чтить установилась новая форма 3-го л. мн. ч. чт-ят (вместо формы чт-ут, которая не утратилась, но стала вариантной), в результате чего глагол перешел из группы разноспрягаемых во II-е спряжение, что привело к выравниванию его форм. В таблице показана динамика изменений в спряжении глагола чтить под влиянием глаголов продуктивного II-го спряжения (типа сидеть с ударным личным окончанием).

Традиционная парадигма разноспрягаемого глагола чтить

Новая парадигма

 глагола чтить как результат проявления аналогии

Образец продуктивного типа формоизменения:

 парадигма глаголов II спряжения

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

(Чт-у)

Чт-ишь

Чт-ит

Чт-им

Чт-ите

Чт-ут

(Чт-у)

Чт-ишь

Чт-ит

Чт-им

Чт-ите

Чт-ят

(Сиж-у)

Сид-ишь

Сид-ит

Сид-им

Сид-ите

Сид-ят

Все формы ед. ч. соответствуют II-му спряжению.

Формы 1 и 2 лица соответствуют II-му спряжению, а форма 3 л. – I-му  спряжению.

Все личные формы ед. ч. и мн. ч. соответствуют II-му спряжению, что явилось результатом аналогии.

 

Пример дается для сравнения.

 

            Гораздо шире аналогия распространена за пределами литературного языка – в просторечии, в диалектной речи, где не действует строго установленная кодифици́рованная нóрма. Например, сравним два глагола, оканчивающихся в инфинитиве на -ать: читать, который относится к продуктивному клáссу глагóлов, и махать, относящийся к непродуктивному типу изменения. В просторéчии глагол махать (ср. также полоскать и под.) начинает изменяться по аналогии с глаголами типа читать, т.к. этот тип в русском языке является продуктивным, более распространенным. В таблице показано, как под влиянием со стороны системы формоизменения глаголов 1 продуктивного класса меняется парадигма глагола махать в ненормативной речи.

Спряжение глагола

читать

(глагол продуктивного 1 класса)

Спряжение глагола махать

в литературном языке

(глагол непродуктивного 1 класса)

Ненормативное спряжение глагола махать, свойственное просторечию

(по аналогии с глаголами продуктивного 1 класса

типа читать)

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Читаю

Читаешь

Читает

Читаем

Читаете

Читают

Машу

Машешь

Машет

Машем

Машете

Машут

Махаю

Махаешь

Махает

Махаем

Махаете

Махают

 

Аналогия – важнейший фактор истори́ческих изменéний в граммáтике. Так, в результате действия аналогии произошла перестройка всей системы склонения имен существительных в истории русского языка, в результате чего вместо бывших шести (по другим источникам – пяти) типов склонений древнерусского языка в современном русском языке существует три продуктивных типа склонéния существи́тельных (за счет объединения на основе аналогии), а в парадигме мн. ч. типы склонений не различаются по окончаниям – аналогия привела к унификáции, т.е. к одному единственному образцу формоизменения.

Термины