Содержание
Аналόгия в граммáтике – уподобление различных морфологических форм какому-либо одному наиболее распространенному типу, одной продуктивной модели.
Аналогические явления чаще всего наблюдаются в формообразовании имен и глаголов, т.е. в морфологии (не в синтаксисе). Приведем примеры изменений по аналогии, которые не противоречат литературной норме. Под влиянием формы мн. ч. с окончанием -á у имен существительных II-го склонения (дом-á, доктор-á, облак-á) нормативной становится форма договор-á, в то время как в просторечии этот процесс идет еще дальше, захватывая большое число слов (бухгалтер, офицер, шофер и мн. др.). Колебание нормы наблюдается в случаях: конструкторы – конструктор-á, редакторы – редактор-á.
Среди глагольных форм аналогия наблюдается в изменении спряжения разноспрягаемого глагола чтить: под влиянием продуктивного II-го спряжения у глагола чтить установилась новая форма 3-го л. мн. ч. чт-ят (вместо формы чт-ут, которая не утратилась, но стала вариантной), в результате чего глагол перешел из группы разноспрягаемых во II-е спряжение, что привело к выравниванию его форм. В таблице показана динамика изменений в спряжении глагола чтить под влиянием глаголов продуктивного II-го спряжения (типа сидеть с ударным личным окончанием).
Традиционная парадигма разноспрягаемого глагола чтить |
Новая парадигма глагола чтить как результат проявления аналогии |
Образец продуктивного типа формоизменения: парадигма глаголов II спряжения |
|||
Ед.ч. |
Мн.ч. |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
(Чт-у) Чт-ишь Чт-ит |
Чт-им Чт-ите Чт-ут |
(Чт-у) Чт-ишь Чт-ит |
Чт-им Чт-ите Чт-ят |
(Сиж-у) Сид-ишь Сид-ит |
Сид-им Сид-ите Сид-ят |
Все формы ед. ч. соответствуют II-му спряжению. |
Формы 1 и 2 лица соответствуют II-му спряжению, а форма 3 л. – I-му спряжению. |
Все личные формы ед. ч. и мн. ч. соответствуют II-му спряжению, что явилось результатом аналогии. |
Пример дается для сравнения. |
Гораздо шире аналогия распространена за пределами литературного языка – в просторечии, в диалектной речи, где не действует строго установленная кодифици́рованная нóрма. Например, сравним два глагола, оканчивающихся в инфинитиве на -ать: читать, который относится к продуктивному клáссу глагóлов, и махать, относящийся к непродуктивному типу изменения. В просторéчии глагол махать (ср. также полоскать и под.) начинает изменяться по аналогии с глаголами типа читать, т.к. этот тип в русском языке является продуктивным, более распространенным. В таблице показано, как под влиянием со стороны системы формоизменения глаголов 1 продуктивного класса меняется парадигма глагола махать в ненормативной речи.
Спряжение глагола читать (глагол продуктивного 1 класса) |
Спряжение глагола махать в литературном языке (глагол непродуктивного 1 класса) |
Ненормативное спряжение глагола махать, свойственное просторечию (по аналогии с глаголами продуктивного 1 класса типа читать) |
|||
Ед.ч. |
Мн.ч. |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
Читаю Читаешь Читает |
Читаем Читаете Читают |
Машу Машешь Машет |
Машем Машете Машут |
Махаю Махаешь Махает |
Махаем Махаете Махают |
Аналогия – важнейший фактор истори́ческих изменéний в граммáтике. Так, в результате действия аналогии произошла перестройка всей системы склонения имен существительных в истории русского языка, в результате чего вместо бывших шести (по другим источникам – пяти) типов склонений древнерусского языка в современном русском языке существует три продуктивных типа склонéния существи́тельных (за счет объединения на основе аналогии), а в парадигме мн. ч. типы склонений не различаются по окончаниям – аналогия привела к унификáции, т.е. к одному единственному образцу формоизменения.