Поиск

Ударения: Абстрáктность граммáтики

Категория: 6. Теоретические вопросы грамматики

Содержание

Абстрáктность граммáтики – свойство грамматических категорий отвлеченно, с высокой степенью обобщения, выражать языковое значение. Сами грамматические значения выступают как обобщения высокого порядка. Например, общее грамматическое значение имен существительных связано с выражением предметности (или предмета в широком смысле слова), благодаря чему в сферу этой части речи попадают как слова, называющие предметы вещного мира и живых существ (книга, дерево, волк, человек), так и названия опредмеченных признаков (синева, трудность, простота) и опредмеченных действий (бег, ходьба, прыжок). Высокой степенью обобщения характеризуются и частные грамматические категории. Например, грамматическое значение прошедшего времени – действия, произошедшего/происходившего до момента речи говорящего, выражается в русском языке с помощью глагольного суффикса -л-: читал, сидел, плёл, ревел, учился и т.д. Абстрактная модель словоформы прошедшего времени глагола, состоящей из основы + суффикс -л- + окончание (у возвратных глаголов + постфикс -ся, который входит в состав основы), соответствует в языке сотням реальных словоформ типа радовал/ радовался

Известно, что абстрактность характеризует также и лексические категории, однако в области грамматики она проявляется в несравнимо более высокой степени. Знаменитая фраза, придуманная Л.В. Щéрбой, Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокрёнка представляет собой наглядный образец абстрактности грамматики, когда лексически она является абсолютно бессмысленной, но в грамматическом отношении полностью соответствует законам русского языка. Перед нами двусоставное предложение, которое незатруднительно разобрать по членам предложения: выделить грамматическую основу – подлежащее (кто?) куздра и два однородных сказуемых (что сделала?) бодланула и (что делает?) кудрячит; в составе подлежащего выделяется согласованное определение куздра (какая?) глокая; в составе первого сказуемого – прямое дополнение бодланула (кого?) бокра и обстоятельство бодланула (как? каким образом? или как? в какой мере?) штеко; в составе второго сказуемого также выделяется прямое дополнение кудрячит (кого?) бокрёнка. В данной фразе, кроме того, легко определить отнесенность каждой словоформы к части речи и даже выполнить морфологический разбор, выделить формообразующие аффиксы (окончания, суффиксы), выражающие различные грамматические значения.

Абстрактный характер грамматики иллюстрируется особенностями функционирования жаргóнов, которые проявляют специфику главным образом в лексическом составе, не нарушая в основном грамматических норм национального языка. Так, в условном, или тайном, языке офеней, торговцев мелким товаром, распространенном в дореволюционной России, существовала частушка: Возгудалка возгудает, / Борисан в беседу хляет. / Возгудалка, не гудай, / Меня любит Николай. Содержание первых двух строк может быть «переведено» как «гармонь играет, солдат идет на гулянку». Перед нами уже не искусственно созданная ученым фраза, а реальный фольклорный текст. Как видим, и здесь грамматический строй русского языка не нарушен, за счет чего и сам текст при его смысловой непонятности не воспринимается как «иностранный».

Таким образом, если лексический состав языка исчисляется тысячами лексем (причем, многие из них полисемантичны), то грамматическая система, при всей ее сложности, может быть описана сравнительно небольшим количеством моделей и типов, чему способствует абстрактный характер грамматики. Сама же сложность грамматической системы обусловлена в языке взаимодействием грамматических категорий, лексико-грамматическими связями, полифункциональностью форм.

Термины