Содержание
Спόсоб словообразовáния – структурно-семантическая схема построения производного слова на базе мотивирующего с учетом словообразовáтельного значéния и словообразовáтельных средств.
Способы словообразования различаются в зависимости от исходной базы, участвующей в словопроизводстве, и совокупности средств выражения словообразования (формáнтов). В современном языкознании нет единой и общепринятой классификации способов словообразования, т.к. недостаточно отчетливо проводится различие между диахрони́ей и синхрони́ей в словообразовании. Учет всего многообразия средств выражения при словопроизводстве в русском языке приводит к выделению морфологического способа (с использованием морфем) и неморфологических способов словообразования (где используются не áффиксы, а другие языковые средства образования слов). Общим для всех способов является только результат лексикализации, т.е. образование лексемы.
Морфологи́ческий спóсоб, бесспорно, является ведущим в современном русском языке, обладающем большим арсеналом аффиксов. В словообразовании участвуют все виды аффиксов: прéфиксы, сýффиксы, пóстфиксы и комбинации из этих морфем, чем обусловлено разнообразие аффиксáции как наиболее продуктивной разновидности морфологического способа словообразовании. Морфологический способ включает также и сложéние, в результате которого регулярно образуются сложные слова. Комбинированной (смешанной) разновидностью сложения и аффиксации является слóжно-суффиксáльный спóсоб, при котором в образовании слова участвует сложение в сочетании с суффиксом.
В таблице представлены все разновидности морфологического способа словообразования.
Морфологические способы словообразования |
|||||||
Аффиксация |
Сложение |
||||||
Префикса-ция |
Суффиксация (включая нулевую суффиксацию и постфиксацию) |
Смешанные разновидности |
Собственно сложение |
Сложно-суффик-сальный способ |
|||
Префик-сально-суффик-сальный |
Суффик-сально-постфик-сальный |
Префик-сально-постфик-сальный |
Префиксально-суффиксально-постфиксаль-ный |
Неморфологические способы словообразования (термин условный, используется для указания на группу способов, отличающихся от морфологического) не содержат в себе признаков внутреннего сходства, они объединяются лишь на основе противопоставления морфологическому способу словообразования как способы образования слов, при которых используются не морфемы для конструирования слова, а совсем иные языковые средства.
Термины, называющие каждый из неморфологических способов, являются отчасти отражающими их сущность. Лéксико-семанти́ческий спóсоб (иначе семанти́ческая деривáция) связан с развитием семантики лексемы: у слова развивается новое значение, которое потенциально способно ослабить, а затем разорвать смысловые связи с другими значениями, обособившись в качестве самостоятельного слова. Таким образом появились слова-омóнимы в результате распада многознáчности: лихой ‘могущий причинить вред, злой’ (лихое дело) и лихой ‘смелый, храбрый, удалой’ (лихой наездник); марш ‘способ ритмической ходьбы’ (торжественный марш) и марш ‘команда для начала движения’ (Шагом марш!). Морфóлого-синтакси́ческий спóсоб (конвéрсия) объединяет случаи перехода из одной части речи в другую. Такой переход характеризуется изменением синтаксической роли слова и частичной либо полной утратой прежних морфологических категорий. Наиболее активными в современном русском языке являются: переход в состав имен существительных (субстантивáция), переход причастий в прилагательные (адъективáция). Лéксико-синтакси́ческий спóсоб, иначе называемый сращéнием, связан с образованием слова путем объединения компонентов словосочетания в единое слово: легковоспламеняющийся, слабовидящий, сумасшедший. В таблице представлены и кратко охарактеризованы неморфологические способы словообразования.
Неморфологические способы словообразования |
||
Лексико-семантический (семантическая деривация) |
Морфолого-синтаксический (конверсия) |
Лексико-синтаксический (сращение) |
Образование отдельного слова на базе одного из значений многозначного слова. |
Переход слов из одной части речи в другую. |
Образование слова на основе словосочетания. |
В школьной практике изучаются подробно разновидности морфологического способа словообразования и фрагментарно учитываются типы неморфологического образования, в первую очередь сращение и переход слов из одной части речи в другую.