Поиск

Ударения: Словообразовáние

Категория: 5. Морфемика. Словообразование

Содержание

Словообразовáние – раздел языкознания, состоящий из двух частей: морфéмики и собственно словообразовáния, или деривáции, изучающий систему морфем и систему словопроизводства.

Словообразование как раздел языкознания и как дисциплина сформировалось относительно недавно, в 50-60-е гг. XX в. До этого времени словообразование как словопроизводство составляло часть морфологии, включаясь в описание каждой части речи. В настоящее время самостоятельность словообразования также не исключает введения в морфологию частей речи описания их словообразовательных типов.

Словообразование тесно связано с другими разделами языка: лексикологией, морфологией, синтаксисом, фонетикой.

Связь с фонетикой проявляется в том, что в морфологическом словообразовании русского языка, наряду с аффиксами, важную роль играют морфонологи́ческие срéдства: мена ударения и внýтренняя флéксия (чередовáние звýков).

С лексикологией словообразование связано не только тем, что является основным средством пополнения, а следовательно, и обогащения словáрного состáва языка (что вполне очевидно). В области деривации лежит один из неморфологических спóсобов словообразовáния – лексико-семантический – связанный с развитием семантики слова, т.е. с полисемией, которая со временем нередко приводит к омонимию, т.е. к образованию отдельного слова.

Наиболее тесные связи у словообразования с грамматикой. Так, словообразовáтельные ти́пы отражают частеречную принадлежность слова. Словообразование связано с образованием морфологических форм, например, при видообразовании глагола, при образовании форм залога, возвратных глаголов. Отдельные морфемы имеют лексико-грамматическое значение, где объединены функция словообразования и функция указания на грамматическое значение. Следует помнить также, что общепринятая схема словообразовательного и формообразовательного анализов является универсальной для обоих типов языкового разбора. Кроме того, один из неморфологических спóсобов словообразовáния – морфолого-синтаксический – отражает переход слова (словоформы) из одной части речи в другую.

Точки соприкосновения словообразования и синтаксиса проявляются в том, что в некоторых спóсобах словообразовáния в качестве мотивирующего выступает словосочетание как синтаксическая единица. Один из неморфологических спóсобов словообразовáния – лексико-синтаксический – связан со сращением словосочетания в единое слово. При рассмотрении словообразования как речевой деятельности любое производное слово представляет собой результат «свертывания» синтаксической конструкции до пределов слова в результате стремления говорящих к лексикализации, отражающей закон экономии языковых средств. Ср. учитель ← тот, кто учит.

Термины