Содержание
Дéтская речь – особый этап развития речи ребенка от рождения до 8-9-летнего возраста. В так называемом дословесном периоде у ребенка выделяется несколько стадий: стадия крика, стадия гуления и гукания (2-3 – 4-5 мес.), стадия лепета (до 19-20 мес.).
Изучение детской речи тесно связано с исследованиями в области психолингви́стики и нейролингви́стики, т.к. развитие речи неотделимо от эволюции мозга человека. Исследования доказали, что развитие речи на высшей стадии подчинено действию имитационного рефлекса, что свидетельствует о социальной природе языка, т.е. генетическая предрасположенность к речи может реализоваться у человека только в условиях общения. На втором году жизни ребенок начинает овладевать лексическими единицами, у него появляются первые признаки осознания грамматики; к концу второго года жизни полностью формируется фонематический слух, т.е. способность различать звукотипы (фонéмы), выполняющие смыслоразличительную роль. Совместно с изучением стадий и механизмов развития речи, речемыслительных процессов у детей, речевого поведения детей, исследованию подвергаются фонетические, лексические, грамматические свойства детской речи. Исследование детской речи имеет большое теоретическое и практическое значение, оно способно также осветить многие вопросы появления и формирования человеческого языка в целом.