Содержание
Фонологи́ческие шкόлы – научные направления в исследовании фонéм и всего фонологического уровня языка.
В мировой лингвистической науке существует несколько фонологических школ, как в нашей стране, так и за рубежом. В России более чем за сто лет существования фонолóгии сложились две фонологические школы: Московская фонологическая школа и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа. Основателем Петербургской фонологической школы является Л.В. Щéрба (1884-1944); представители этой школы: М.И. Матусéвич, Л.Р. Зи́ндер, Л.Л. Булáнин, Л.В. Бондáрко и др. Позиции этой школы разделял А.Н. Гвóздев. Московская фонологическая школа была создана учеными Р.И. Аванéсовым, П.С. Кузнецóвым, В.Н. Си́доровым, А.А. Реформáтским; к ней принадлежит М.В. Панóв и др.
Несмотря на то, что обе школы формировались под влиянием идей основоположника фонологии И.А. Бодуэ́на де Куртенэ́, между ними наблюдаются существенные различия, которые связаны с самим пониманием фонем как единиц языка, отчего зависит и выделение состава фонем.
В соответствии с пониманием фонем учеными Петербургской фонологической школы состав фонем определяется исходя из восприятия говорящим звучащей речи и тесно связан с реальным звучанием. Так, в словах год [гóт], года [гадá], годовой [гъдавój] следующий состав фонем – <гóт>, <гадá>, <гадавój>. А, например, слова год и кот по своему фонемному составу различаются звучанием звонкой и глухой фонемы в начале слова <гóт> – <кóт>.
Представители Московской фонологической школы рассматривают фонему как единицу в составе морфем (корней и аффиксов). Различные алломóрфы (фонетические видоизменения одной морфемы), по взглядам этих ученых, принадлежат одной и той же морфеме на том основании, что они имеют одинаковый состав фонем, который выводится по си́льной пози́ции. Так, в корне слов вода, водный, водичка, водопровод состав фонем <-вóд->. В словах год, годовой следующий состав фонем – <гóд>, <год-ов-ój>. Таким образом, одна и та же фонема реализуется в морфеме в различных вариáнтах. Например, в корне -год- в однокоренных словах год [гóт], года [гадá], годовой [гъдавój] гласная фонема проявляется в вариантах о/а/ъ, а конечная согласная фонема – в вариантах д/т. Для тех случаев, которым невозможно найти сильную позицию, вводится понятие гиперфонéмы, которая в фонологической позиции отображается в виде дроби, в числителе и знаменателе которой представлены потенциальные реализации фонемы в данной позиции: вокзал <в а/о к/г зáл>. В свете тезиса о фонологическом единстве морфемы представителями Московской фонологической школы отвергается само понятие чередования фонем, речь может идти о чередовании звуков в пределах одной фонемы.
Помимо указанного основополагающего различия, фонологические школы по-разному оценивают отдельные частные вопросы системы фонем: Московская фонологическая школа, в отличие от Петербургской, не признает самостоятельность гласной фонемы <ы>, рассматривая это звучание как вариант фонемы <и>. Следовательно, разные фонологические школы насчитывают неодинаковое количество гласных фонем в современном русском языке – пять по Московской школе, шесть по Петербургской. Московская фонологическая школа, также в отличие от Петербургской, не рассматривает как самостоятельные фонемы мягкие заднеязы́чные согласные, считая их вариантами соответствующих твердых. В связи с этим количество и состав согласных фонем также является дискуссионным вопросом со своей у каждой школы системой аргументов. В итоге следует подчеркнуть, что, как бы ни были существенны различия между школами, не это определяет лицо фонологической науки. Представители каждого научного направления в соответствии со своими взглядами в рамках школы разрабатывают круг важнейших научных проблем, углубляя и обогащая науку в целом.
Примечание: В настоящем издании при истолковании различных фонологических понятий автор исходит из понимания фонем в традиции Петербургской (Ленинградской) фонологической школы.