Поиск

Ударения: Фонети́ческий анáлиз

Категория: 3. Фонетика. Основы Фонологии

Содержание

Фонети́ческий анáлиз (разбόр) – вид языкового анализа, целью которого является установление комплекса фонетических особенностей разбираемого фонети́ческого слόва.

Объем и связанное с ним содержание фонетического разбора в школьной практике отличаются от комплексного фонетико-фонологического анализа, принятого в практике вузовского преподавания русского языка. Однако и в базовом школьном преподавании русского языка наблюдается тенденция к усложнению фонетического разбора в связи с вводимыми в обучение некоторыми сведениями из научной фонетики, например, стремлением выделять сонорные согласные и не объединять их с группой звонких согласных. Кроме того, в школьном курсе русского языка начинают рассматриваться отдельные сведения по артикуляции звуков, даются понятия о редукции гласных и других фонетических изменениях.

Важным достижением школьного обучения фонетике является стремление разграничивать фонетический и графический виды анализа, хотя и не совсем последовательно. Позитивным следует признать установление связи фонетического анализа слова с выявлением орфоэпических особенностей. При обучении русскому языку по программам с углубленным изучением в современной школе все более сближаются принципы школьного фонетического разбора и фонетико-фонологического анализа, практикуемого в высшей школе.

При всем разнообразии школьного преподавания обязательным в фонетическом разборе слова является: отражение звучания слова с помощью фонетической транскрипции с делением слова на слоги и выделением ударного слога, установление всех звуков в слове при умении произнести каждый звук изолированно, в характеристике гласных – указание ударных и безударных гласных, в характеристике согласных – указание признаков звонкости/глухости и мягкости/твердости согласных. Приведем пример фонетического разбора в соответствии с принятыми в школьном преподавании нормами анализа слова.

Текст в орфографической записи

 

Транскрипция в соответствии с принятыми в школьном преподавании правилами

Сравняться с зимним днём,

С его пустым овалом,

И быть всегда при нём

Его оттенком малым (Б. Ахмадулина).

[сравн’а́цца  з’ з’и́мн’им дн’о́м /

с йиво́ пусты́м ава́лам /

и бы́т’ фс’игда́ пр’и н’о́м /

йиво́ ат’т’э́нкам ма́лым //]

Анализ звуков

Его [йи-во́].

1. В слове 2 слога, второй слог ударный.

2. В слове 4 звука. Характеристика звуков:

[й] – согласный, звонкий (сонорный), мягкий;

[и] – гласный, безударный;

[в] – согласный, звонкий, твердый;

[ó] – гласный, ударный.

Орфоэпический комментарий

 

В соответствии с орфоэпической нормой,  в окончании Р.п. личного местоимении  онего (а также в окончании прилагательных) следует произносить [й-иво́], ср. синего.

Термины