Содержание
Фонети́ческий анáлиз (разбόр) – вид языкового анализа, целью которого является установление комплекса фонетических особенностей разбираемого фонети́ческого слόва.
Объем и связанное с ним содержание фонетического разбора в школьной практике отличаются от комплексного фонетико-фонологического анализа, принятого в практике вузовского преподавания русского языка. Однако и в базовом школьном преподавании русского языка наблюдается тенденция к усложнению фонетического разбора в связи с вводимыми в обучение некоторыми сведениями из научной фонетики, например, стремлением выделять сонорные согласные и не объединять их с группой звонких согласных. Кроме того, в школьном курсе русского языка начинают рассматриваться отдельные сведения по артикуляции звуков, даются понятия о редукции гласных и других фонетических изменениях.
Важным достижением школьного обучения фонетике является стремление разграничивать фонетический и графический виды анализа, хотя и не совсем последовательно. Позитивным следует признать установление связи фонетического анализа слова с выявлением орфоэпических особенностей. При обучении русскому языку по программам с углубленным изучением в современной школе все более сближаются принципы школьного фонетического разбора и фонетико-фонологического анализа, практикуемого в высшей школе.
При всем разнообразии школьного преподавания обязательным в фонетическом разборе слова является: отражение звучания слова с помощью фонетической транскрипции с делением слова на слоги и выделением ударного слога, установление всех звуков в слове при умении произнести каждый звук изолированно, в характеристике гласных – указание ударных и безударных гласных, в характеристике согласных – указание признаков звонкости/глухости и мягкости/твердости согласных. Приведем пример фонетического разбора в соответствии с принятыми в школьном преподавании нормами анализа слова.
Текст в орфографической записи
|
Транскрипция в соответствии с принятыми в школьном преподавании правилами |
Сравняться с зимним днём, С его пустым овалом, И быть всегда при нём Его оттенком малым (Б. Ахмадулина). |
[сравн’а́цца з’ з’и́мн’им дн’о́м / с йиво́ пусты́м ава́лам / и бы́т’ фс’игда́ пр’и н’о́м / йиво́ ат’т’э́нкам ма́лым //] |
Анализ звуков Его [йи-во́]. 1. В слове 2 слога, второй слог ударный. 2. В слове 4 звука. Характеристика звуков: [й] – согласный, звонкий (сонорный), мягкий; [и] – гласный, безударный; [в] – согласный, звонкий, твердый; [ó] – гласный, ударный. |
Орфоэпический комментарий
В соответствии с орфоэпической нормой, в окончании Р.п. личного местоимении он – его (а также в окончании прилагательных) следует произносить [й-иво́], ср. синего. |