Содержание
Диссимиля́ция (от лат. dissimilatio – расподобление) – комбинаторное звуковόе изменéние, при котором в результате влияния одного звука на другой происходит расподобление этих звуков, т.е. утрачивается общий для них фонетический признак (обычно места образования или способа образования). Диссимиляция как расподобление звуков противопоставлена ассимиля́ции. Диссимиляцию по месту образования отражают примеры нелитературного произношения: камфорка [канфóркъ], амбар [анбáр], трамвай [транвáj]: исходно рядом стоящие два губных согласных расподобляются, предыдущий становится переднеязычным. Эта диссимиляция характеризуется также как регрессивная, т.к. последующий звук оказывает влияние на предыдущий, и контактная, т.к. звуки находятся рядом, в непосредственном контакте. Результатом диссимиляции по способу образования (также регрессивной и контактной) является просторечное произношение слов доктор [дόхтър], кто [хто]: исходно рядом стоящие два смычных согласных расподобляются, предыдущий становится щелевым.
Диссимиляция для современного литературного языка почти не характерна, ее действие можно наблюдать в просторечии, в диалектной речи, т.е. в тех формах национального языка, где не действует строгая кодифицированная норма. Например, просторечное произношение коридор [къл’идóр] есть результат расподобления сонорных согласных, когда сонорный вибрант [р], дистантно (т.е. располагаясь не в непосредственном соседстве) и регрессивно (т.е. воздействуя на предыдущий согласный звук) влияющий на одноименный согласный, приводит к произношению сонорного бокового согласного [л].
Следует подчеркнуть, что согласные [р] и [л], которые называются также плáвными сонóрными, часто вступают во взаимодействие, приводя к различным фонетическим изменениям. Так, звучание заимствованного из латинского языка названия месяца февраль, закрепившееся как нормативное в русском языке, также в прошлом претерпело процесс диссимиляции плавных сонорных по способу образования (ср. лат. februarium; ср. также англ. february, где не произошла диссимиляция. сонорных плавных.
Проявление диссимиляции по способу образования как явления исторического и отраженного в написании слова видно в словах вести, ср. веду; мести, ср. мету; грести, ср. гребу (во всех подобных примерах диссимиляция произошла в дописьменный период, в связи с чем ее результат отражен на письме).
Единичные примеры отражения диссимиляции по способу образования в литературном языке современного периода демонстрируют слова легкий [л’óх’к’иj], мягкий [м’áх’к’иj], в которых звук [х’] является результатом нескольких звуковых изменений: указанной диссимиляции по способу образования, а также двух ассимиляций – по голосу и по палатализации. Приведем пример анализа фонетических изменений в одном из указанных слов (схема анализа может служить образцом для разбора других звуковых изменений).
Лёгкий
[л’óх’к’иj] – реальное звучание в соответствии с орфоэпической нормой.
[л’óгък] – пример си́льной пози́ции, отражающий исходное звучание.
В результате сравнения реального и исходного звучания устанавливается, как звучало бы слово, если бы в нем не произошло никаких звуковых изменений. Записать это предполагаемое условное «звучание» в круглых скобках – (л’óгк’иj).
Дать полную характеристику двух звуков – реального и исходного звучания.
[х’] (реальное звучание) – согласный, шумный, глухой, заднеязычный, щелевой/фрикативный, палатализованный/мягкий.
[г] (исходное звучание, выявленное по сильной позиции) – согласный, шумный, звонкий, заднеязычный, смычный, непалатализованный/твердый.
Путем сравнения признаков устанавливается, что реальное и исходное звучания различаются 3-мя признаками: по голосу, по способу образования и по палатализации (эти признаки подчеркнуты в предыдущей записи).
Сделать предварительный вывод о том, что в этом слове произошло 3 звуковых изменения (какие именно – сказать пока нельзя).
Далее анализируется по порядку каждый случай.
Признак звонкости/глухости.
[л’óх’к’иj] – (л’óгк’иj)
Последующий звук [к’], являясь глухим, повлиял на предыдущий, уподобив его себе по этому признаку (г ← к’).
Вывод: произошла ассимиляция по голосу, контактная, регрессивная, неполная.
Признак способа образования.
[л’óх’к’иj] – (л’óгк’иj)
Последующий звук [к’], являясь смычным, повлиял на предыдущий также смычный (г ← к’), в результате чего произошло расподобление по этому признаку.
Вывод: произошла диссимиляция по способу образования, контактная, регрессивная.
Признак палатализации.
[л’óх’к’иj] – (л’óгк’иj)
Последующий палатализованный звук [к’] повлиял на предыдущий, уподобив его себе по этому признаку (г ← к’).
Вывод: произошла ассимиляция по палатализации, контактная, регрессивная, неполная.
Общий вывод: Звучание согласного [х’] в слове [л’óх’к’иj] является результатом 3-х звуковых изменений. В соответствии с каждым из рассмотренных явлений можно представить себе цепочку изменений: [г] → [к] (ассимиляция по голосу), [к] → [х] (диссимиляция по способу образования), [х] → [х’] (ассимиляция по палатализации).